Четверг, 01.10.2020, 05:10

          Междустрочие...    ПСИХОЛОГИЯ И ТВОРЧЕСТВО                                        

ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Психоанализ творчества [5]
Психология творчества [12]
Терапия творческим самовыражением [1]
Библиотерапия [2]
Маскотерапия [0]
Музыкотерапия [3]
Цветотерапия [1]
Фототерапия [2]
Оригами [1]
Игротерапия [4]
Рисуночная арт-терапия [4]
Сказкотерапия [10]
Драматерапия, символдрама [0]
Юнгианская песочная терапия [1]
Икебана [0]
Другие виды терапии творчеством [11]
Кинотерапия [23]
 Каталог статей
Главная » Статьи » ТВОРЧЕСТВО В ПСИХОЛОГИИ И ТЕРАПИИ » Психология творчества

В категории материалов: 12
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

В 2010 году, заканчивая Восточно-Европейский Институт Психоанализа, я писала дипломную работу на очень интересную тему. Шесть лет с тех пор прошло, так что, думаю, я могу спокойно поделиться некоторыми ее результатами – конечно же, сохраняя конфиденциальность людей, которые принимали участие в исследовании. Дипломный проект  был посвящен… поэтам. Почему именно поэтам? Потому что я решила писать о том, что понимаю и люблю, и способность к стихосложению была именно тем качеством, которое мне захотелось изучить поподробнее.

Поскольку статистическая часть была в дипломе обязательной, то помимо интервью с поэтами, пришлось вручить каждому еще и толстую пачку тестов. Поначалу меня очень это расстроило и показалось лишним. Но результаты оказались неожиданно интересными! Если вас вдруг заинтересуют статистические подробности, то текст дипломного проекта хранится в библиотеке ВЕИПа. А для меня всё-таки самым важным в этой работе были именно интервью, знакомство с пока мало известными, но талантливыми творческими людьми. Кстати, за прошедшие шесть лет некоторые из них приобрели и заслуженную известность!

Гипотеза, проверявшаяся в ходе дипломного исследования, была очень проста. Предполагалось, что желание и способность писать стихи является проявлением сублимации – защиты от неудовлетворенных влечений. Поэтому, вероятно, у людей, обладающих даром стихосложения, должна быть хорошо выражена защита замещением. Если выражаться простым языком, защита замещением – это подмена неудовлетворенного импульса чем-то иным. Ну, например, замещение агрессивных влечений волей к спортивным победам, целеустремленностью в карьере и т.д.

Но в гипотезе скрывался один важный подвох. Для оценки защитного механизма под названием сублимация не изобретено ни одного достоверного теста. А замещение и сублимация – всё-таки отнюдь не одно и то же. Замещение сильно связано с агрессивными влечениями. Соответственно, и тесты проверяют наличие скрытых агрессивных импульсов. А сублимируется ведь далеко не всегда агрессия! Зачастую сублимировать приходится неутоленную любовь, а еще чаще – горе, печаль, отсутствие смысла жизни. Приходится выращивать его в себе, давать ему возможность прорасти через стихотворение, чтобы быть наконец увиденным и понятым.

Фрейд и другие психоаналитики часто сравнивают творческих людей с детьми. Сохраняется в творческой душе нечто удивительно трогательное, детское, наивное. Поэтому предполагалось также, что защита с помощью регрессии, ухода от реальности может также оказаться одной из доминирующих у поэтов.

Но нет! Результаты оказались совершенно иными… Но начну с начала...

Между строк... | Просмотров: 552 | Author: Анна М. Островская | Добавил: Аня | Дата: 01.02.2016 | Комментарии (0)

Говорят, стихи рождаются из грязи.
Нет, пожалуй, я не соглашусь.
Чтобы форму дать словам и фразам,
Надо где-то чувства зачерпнуть.

Из эмоций и людских историй
Состоят хорошие стихи,
Из любви, сомнения и горя,
Из надежды, бедам вопреки.

Из мечты и из воспоминаний,
Из счастливых и кошмарных снов,
Из разлук и дальних расстояний,
Встреч, объятий, солнца и штормов.

Море слёз, обиды и прощение,
Радости, победы и грехи -
Между строчек всё в стихотворении.
Из ДУШИ приходят в мир стихи.



© Copyright: Анна Островская, 2014

Между строк... | Просмотров: 346 | Author: Анна Островская | Добавил: anna-ostrov | Дата: 12.02.2015 | Комментарии (0)

Сегодня размышляю над тем, почему и как так получается, что душу очень эффективно, мягко и точно врачует создание игрушек своими руками: фигурок из пластилина или из теста, из гипса или глины, из дерева или керамики, вязанных, сшитых, свалянных кукол или зверюшек, монстров или бабочек, каждому своё.

Это чудо, волшебство? Или есть какой-то понятный и объяснимый механизм? Одно другому не мешает, наверное...
Практика и мастер-классы по арт-терапии | Просмотров: 1768 | Author: Анна М. Островская | Добавил: anna-ostrov | Дата: 05.01.2010 | Комментарии (0)

Предновогодняя пора - самое творческое время в году! В эти дни даже взрослые снова начинают верить в чудеса и с надеждой ждать Деда Мороза...
Практика и мастер-классы по арт-терапии | Просмотров: 2579 | Author: Анна М. Островская | Добавил: anna-ostrov | Дата: 26.12.2009 | Комментарии (0)

Творческие люди обладают особым даром: создавая произведение искусства, они имеют возможность отстраниться от пережитого, переосмыслить его. Метод арт-терапии позволяет каждому человеку творить свою жизнь в буквальном смысле слова: лепить счастье, рисовать печаль, писать о конфликтах и танцевать настроение… Реализовать свой потенциал и прийти в результате к гармонии с собой по силам каждому – для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки.

Евгения Белякова - клинический психолог, театральный режиссер, автор методики арт-синтезтерапии.

Статья отсюда: http://www.sunhome.ru/psychology/11810

Психология творчества | Просмотров: 1834 | Author: http://www.sunhome.ru/psychology/11 | Добавил: SuperEgo(R) | Дата: 07.10.2009 | Комментарии (0)

"Где водятся волшебники?" - часто спрашивают дети. Я знаю как минимум один адрес...
Психология творчества | Просмотров: 739 | Author: Анна М. Островская | Добавил: anna-ostrov | Дата: 06.09.2009 | Комментарии (1)

КАК ВЫ думаете, чем занимаются студенты «Техноложки» в свободное от учебы время? Этот вопрос интересовал меня в течение всех лет моего обучения в институте. Средний студент, как показывает несложный подсчет, тратит в неделю: на сон — 56 ч, на еду — 21 час, на учебу — 42 ч, на дорогу до института — 14ч. Итого остается свободного времени — 35 часов в неделю. Это, конечно, не очень много, но и не мало. За это время можно сделать много интересных дел: например, сходить в театр, кино, почитать книгу, посмотреть телевизор, съездить за город или просто погулять по Питеру, а можно встретиться с друзьями и весело провести время, а кому-то, возможно, хочется (или не хочется, но надо) сходить в библиотеку и «зарыться» в литературу по специальности. Также интересно сходить в музей, например в Эрмитаж, тем более, что для этого теперь есть потрясающая возможность, о которой очень хочется рассказать...
Психология творчества | Просмотров: 504 | Author: Кузнецова Татьяна | Добавил: anna-ostrov | Дата: 25.04.2009 | Комментарии (0)

Просветительная работа в Эрмитаже традиционно обращена к самым разным категориям зрителей и слушателей, одни из которых бывают в музее эпизодически, другие - годами ходят на тематические цикловые занятия, постоянно посещают временные выставки. Трудности последнего десятилетия выявили серьезные проблемы молодежной аудитории...
Психология творчества | Просмотров: 794 | Author: В.Я.Снеговская | Добавил: anna-ostrov | Дата: 25.04.2009 | Комментарии (0)

Для чего человек создает произведения искусства? Почему и зачем творит? Почему творчество играет в жизни человечества такую важную роль на протяжении многих веков?..
Конспекты лекций по арт-терапии | Просмотров: 2787 | Author: Анна М. Островская | Добавил: anna-ostrov | Дата: 21.02.2009 | Комментарии (2)

Чтобы иметь основания для творчества, нужно, чтобы сама жизнь ваша была содержательна.
-Ибсен Г.
Психоанализ творчества | Просмотров: 1319 | Author: Афоризмы о творчестве | Добавил: anna-ostrov | Дата: 17.11.2008 | Комментарии (0)

1-10 11-12
Copyright Анна М. Островская © 2008 |  
Форма входа
Поиск
ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ
Статистика
 

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0