Пятница, 22.11.2024, 23:55

          Междустрочие...    ПСИХОЛОГИЯ И ТВОРЧЕСТВО                                        


ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
 
 "Психология и творчество" - цикл лекций | Анна Островская
Цикл лекций "Психология и творчество". Ведущая: Анна М. Островская 
 
Фрагменты лекции № 1. "Природа творчества: версии"

               Версия первая, психоаналитическая. Зигмунд Фрейд
 
 

...Фрейд считал возможным и полезным анализировать не только произведения искусства, но и личности их создателей. В своих произведениях он анализирует не только творчество Достоевского, Микеланджело, да Винчи и других, но и их семейную историю, характерологические особенности, пытается раскрыть природу их таланта - объяснить её с психоаналитической точки  зрения. Фрейд был не согласен с тем, что вопросы психиатрии и психологии не могут стать объектом художественного творчества - литературы, поэзии, живописи. Он считал, что грань между болезненным и нормальным состоянием человеческой души - условна. Поэта он сравнивал с невротиком, и считал, что механизмы образования невроза и произведения искусства - во многом похожи. Можно сказать, что произведение искусства Фрейд сравнивал с симптомом. А способность к творчеству рассматривал как сублимацию - защитный механизм человеческой психики. Фактически, из его рассуждений можно сделать вывод, что произведения искусства являются защитой их автора от тяжелого психического расстройства.

К этим выводам Фрейд приходит, руководствуясь своей теорией о детской сексуальности. Он считал, что исследовательский талант родом из детской сексуальной любознательности. Искусство же в понимании Фрейда заняло некую промежуточную позицию между неврозом и сновидением. Он считал, что «поэт делает то же, что и играющее дитя, он создает мир, к которому относится очень серьезно, то есть вносит много увлечения, в то же время резко отделяя его от действительности» [2]. По мнению Фрейда фантазировать может только неудовлетворенный человек, побудительным мотивом для фантазии он считал именно неудовлетворенные желания. И таким образом, художественное произведение для автора - это способ удовлетворить те желания, которые прямым способом осуществить невозможно...
 
...Анализ творчества для самого Фрейда был в первую очередь дорогой к постижению Бессознательного. Он сравнивал работу психоаналитика с работой писателя, с процессом создания художественного произведения: «…мы черпаем из одного и того же источника, обрабатывая один и тот же объект, каждый из нас разными методами» [5]. Фрейд считал, что творческие люди обладают способностью облечь в художественную форму содержание своего Бессознательного, свои вытесненные желания, фантазии, - всё то, что пытается постичь клиент психоаналитика на психоаналитической сессии методом свободных ассоциаций и анализа сновидений...
 
 
   Версия вторая, архетипическая. Карл Густав Юнг
 
...Юнг писал о том, что творческий человек черпает вдохновение не только из своего личностного источника, но и из коллективного бессознательного - это «совокупность наследуемых людьми универсальных неосознаваемых психических структур, механизмов, архетипов, инстинктов, импульсов, образов и т.д., передаваемых от поколения к поколению как субстрат психического бытия, включающий в себя психический опыт предшествующих поколений» [8]. Поэтому толковать произведения искусства через призму личности их автора Юнг считал не правильным: «Великая поэзия черпает свои силы из жизни человечества, и мы вообще не сможем понять ее содержание, если будем исходить только из личных факторов» [7]...
 
...Юнг сделал вывод о том, что нерожденное произведение в психике творца - это природная сила, не зависящая от его личности, а произрастающая в нем - как «живое существо, имплантированное в человеческую психику» [9]. Юнг считал, что это «отколовшийся кусок психики, который живет собственной жизнью вне иерархии сознания» [9], автономный комплекс, естественная особенность человеческой психики. Он назвал врожденные возможности появления идей, априорные идеи, влияющие на нашу фантазию и направляющие её в определенное русло, - архетипами. И считал, что именно воздействие архетипа придает такую силу великим произведениям искусства, потому что в нём говорит мощный голос коллективного бессознательного человеческого рода...
 
 
   Версия третья, экзистенциальная. Ролло Мэй
 
...Мэй писал о том, что «процесс творчества необходимо рассматривать не как результат болезни, а как признак полного эмоционального здоровья, как проявление самореализации нормальных людей» [10]. Творческий акт Мэй считал встречей - Встречей творческого человека с миром...
 
...По мнению Мэя, «творческие личности отличаются от всех других тем, что умеют жить со страхом, хотя расплачиваются за это дорогой ценой: отсутствием чувства безопасности, ранимостью и беззащитностью перед собственным «божественным безумием»   [10].
«Эти люди не избегают небытия, открыто вступают с ним в схватку, заставляя его преобразовываться в бытие. Они стучатся в тишину, чтобы им ответила музыка, преследуют пустоту до тех пор, пока не вынудят её обрести смысл» [10]...
 
 

    Список использованной литературы:

1. «УРОВНИ ТВОРЧЕСТВА или РОЖДЕНИЕ НОВИЗНЫ», Марат Гафитулин

     http://www.trizminsk.org/e/23201.htm 

2. «Поэт и фантазирование», З.Фрейд

3. «Искусство и психоанализ», Л.С.Выготский

4. «Леонардо да Винчи. Воспоминание детства» З.Фрейд

5. «Бред и сны в «Градиве» Йенсена» З.Фрейд

6. Википедия. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/

7. "Психология и литература" Карл Густав Юнг

8. Яндекс-словарь: энциклопедия эзотеризма. http://slovari.yandex.ru/

    http://slovari.yandex.ru/dict/esoterism/article/eso/eso-0465.htm

9. "Об отношении аналитической психологии к поэзии" Карл Густав Юнг

10. «Мужество творить» Ролло Мэй

 

© Анна Островская, 28-11-2008
 

По вопросам участия в занятиях обращайтесь к администратору ГППТ Бессоновой Оксане:
8 981 733 09 40

 
Copyright Анна М. Островская © 2008 |
ЛЕНТА новостей
Группа "Гости" не имеет право просмотра модуля
Форма входа
Поиск
ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ
Статистика
 
 

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0