Суббота, 23.11.2024, 07:56

          Междустрочие...    ПСИХОЛОГИЯ И ТВОРЧЕСТВО                                        

ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Психоанализ творчества [5]
Психология творчества [12]
Терапия творческим самовыражением [1]
Библиотерапия [2]
Маскотерапия [0]
Музыкотерапия [3]
Цветотерапия [1]
Фототерапия [2]
Оригами [1]
Игротерапия [4]
Рисуночная арт-терапия [4]
Сказкотерапия [10]
Драматерапия, символдрама [0]
Юнгианская песочная терапия [1]
Икебана [0]
Другие виды терапии творчеством [11]
Кинотерапия [23]
 Каталог статей
Главная » Статьи » ТВОРЧЕСТВО В ПСИХОЛОГИИ И ТЕРАПИИ » Психоанализ творчества

В категории материалов: 5
Показано материалов: 1-5

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

В 2010 году, заканчивая Восточно-Европейский Институт Психоанализа, я писала дипломную работу на очень интересную тему. Шесть лет с тех пор прошло, так что, думаю, я могу спокойно поделиться некоторыми ее результатами – конечно же, сохраняя конфиденциальность людей, которые принимали участие в исследовании. Дипломный проект  был посвящен… поэтам. Почему именно поэтам? Потому что я решила писать о том, что понимаю и люблю, и способность к стихосложению была именно тем качеством, которое мне захотелось изучить поподробнее.

Поскольку статистическая часть была в дипломе обязательной, то помимо интервью с поэтами, пришлось вручить каждому еще и толстую пачку тестов. Поначалу меня очень это расстроило и показалось лишним. Но результаты оказались неожиданно интересными! Если вас вдруг заинтересуют статистические подробности, то текст дипломного проекта хранится в библиотеке ВЕИПа. А для меня всё-таки самым важным в этой работе были именно интервью, знакомство с пока мало известными, но талантливыми творческими людьми. Кстати, за прошедшие шесть лет некоторые из них приобрели и заслуженную известность!

Гипотеза, проверявшаяся в ходе дипломного исследования, была очень проста. Предполагалось, что желание и способность писать стихи является проявлением сублимации – защиты от неудовлетворенных влечений. Поэтому, вероятно, у людей, обладающих даром стихосложения, должна быть хорошо выражена защита замещением. Если выражаться простым языком, защита замещением – это подмена неудовлетворенного импульса чем-то иным. Ну, например, замещение агрессивных влечений волей к спортивным победам, целеустремленностью в карьере и т.д.

Но в гипотезе скрывался один важный подвох. Для оценки защитного механизма под названием сублимация не изобретено ни одного достоверного теста. А замещение и сублимация – всё-таки отнюдь не одно и то же. Замещение сильно связано с агрессивными влечениями. Соответственно, и тесты проверяют наличие скрытых агрессивных импульсов. А сублимируется ведь далеко не всегда агрессия! Зачастую сублимировать приходится неутоленную любовь, а еще чаще – горе, печаль, отсутствие смысла жизни. Приходится выращивать его в себе, давать ему возможность прорасти через стихотворение, чтобы быть наконец увиденным и понятым.

Фрейд и другие психоаналитики часто сравнивают творческих людей с детьми. Сохраняется в творческой душе нечто удивительно трогательное, детское, наивное. Поэтому предполагалось также, что защита с помощью регрессии, ухода от реальности может также оказаться одной из доминирующих у поэтов.

Но нет! Результаты оказались совершенно иными… Но начну с начала...

Между строк... | Просмотров: 782 | Author: Анна М. Островская | Добавил: Аня | Дата: 01.02.2016 | Комментарии (0)

Самые привычные и простые вещи часто обладают интересной, удивительной историей. В процессе подготовки к своему тренингу «Открой для себя открытку» я решила побольше почитать об истории открытки в России и вообще в мире. Даже не думала, что это окажется настолько занимательно.

Получать и дарить открытки мы привыкаем с детства. Сейчас такой огромный выбор покупных открыток, что в этом разнообразии всегда можно найти что-то подходящее - и к конкретному случаю, и конкретному адресату. Кроме того, популярны  «hand-made» открытки - оригинальные, сделанные вручную, с душой и любовью. Но открытки также используются в психотерапии: и как проективный материал, и как цветодиагностический, и как аналитический. Работа над открыткой в процессе арт-терапии увлекательна и целительна. Не зря однокоренные слова к слову «открытка» - открыть, открытие. Работая с ней, мы открываем что-то новое в себе и в мире, открываем душу творчеству. А творчество, как известно, одна из самых светлых гармонизирующих сил, мощный психотерапевтический ресурс.

Откуда же взялась открытка? У неё разветвленное генеалогическое древо, несколько линий происхождения. И каждая по-своему интересна...
Конспекты лекций по арт-терапии | Просмотров: 2732 | Author: Анна М. Островская | Добавил: anna-ostrov | Дата: 04.02.2010 | Комментарии (0)

Предновогодняя пора - самое творческое время в году! В эти дни даже взрослые снова начинают верить в чудеса и с надеждой ждать Деда Мороза...
Практика и мастер-классы по арт-терапии | Просмотров: 2977 | Author: Анна М. Островская | Добавил: anna-ostrov | Дата: 26.12.2009 | Комментарии (0)

Для чего человек создает произведения искусства? Почему и зачем творит? Почему творчество играет в жизни человечества такую важную роль на протяжении многих веков?..
Конспекты лекций по арт-терапии | Просмотров: 3165 | Author: Анна М. Островская | Добавил: anna-ostrov | Дата: 21.02.2009 | Комментарии (2)

Чтобы иметь основания для творчества, нужно, чтобы сама жизнь ваша была содержательна.
-Ибсен Г.
Психоанализ творчества | Просмотров: 1554 | Author: Афоризмы о творчестве | Добавил: anna-ostrov | Дата: 17.11.2008 | Комментарии (0)

Copyright Анна М. Островская © 2008 |  
Форма входа
Поиск
ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ
Статистика
 

Онлайн всего: 31
Гостей: 31
Пользователей: 0