РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ. ФОРМЫ И ТЕМЫ В.Я.Снеговская Музей XXI века - новое общественно-культурное пространство. Сборник материалов семинара "Культурно-образовательная функция музея"
Государственный Эрмитаж (г. Санкт-Петербург)
13-16 мая 2002 года
Просветительная
работа в Эрмитаже традиционно обращена к самым разным категориям
зрителей и слушателей, одни из которых бывают в музее эпизодически,
другие - годами ходят на тематические цикловые занятия, постоянно
посещают временные выставки. Трудности последнего десятилетия выявили
серьезные проблемы молодежной аудитории.
Как привлечь
современного молодого человека в музей, заинтересовать коллекциями,
обратить его порой суетный взгляд к классическому прошлому и помочь
разобраться в сложнейшей панораме современного искусства? В конце
1980-х - начале 90-х годов были успешно разработаны и проведены за
пределами музея, в аудиториях некоторых учебных заведений лекционные
курсы по истории искусства, дополненные занятиями в залах Эрмитажа.
Преподаватели высшей школы, музейные работники, высказывая общую
озабоченность односторонностью профессионального образования,
выдвигали, как основную идею «гуманитаризацию, дополняющую ту или иную
узкую специализацию». Таким образом, самому музею подчас отводилось
вспомогательное, «прикладное» значение. Восстановить содружество
студента и музея были призваны моноциклы для молодежи. Идея создания
таких циклов возникла в Эрмитаже в конце 90-х годов. Один из авторских
циклов имел название «Поиск истины. Уроки великих мастеров». Личность
творца, неповторимое своеобразие образов и художественного языка,
стремление к духовному очищению - все это и явилось смысловым стержнем
тематических занятий, где великой любовью к человеку и страданием за
судьбы мира объединились через века Феофан Грек и Микеланджело,
Рембрандт, Ван Гог и Пикассо. Молодые, которые по-прежнему ищут ответы
на вечные вопросы бытия, «добра и зла не зная верных граней», найдут
для себя необходимые нравственные ориентиры в предложенном цикле.
Каждое из пяти занятий получило свой подзаголовок, связанный с
поэтической цитатой или строкой из Писания, отражающей суть творчества
мастера и его значение для современности. «Я шесть веков дышу его огнем...» - Феофан Грек. «Кто жить страшится смертью и неволей - войди в огонь, в котором я горю» - Микеланджело. «И свет во тьме светит» - Рембрандт. «Жертвоприношение» - Ван Гог «Я человек, я посредине мира» - Пикассо.
Задумывая
этот моноцикл, мы надеялись, что неизменно ценные человеческие
качества, (будь то в XIV или в XX веке) найдут особо острый отклик в
душе молодого человека, у истоков жизненного пути блуждающего в поисках
своего неповторимого «я». Уже здесь, в моноцикле. появились начатки
идеи программных секционных занятий будущего студенческого клуба:
образный ряд был дополнен, озвучен как современной для художников
поэзией, так и поздними стихами XX века.
Занятия с «держателями
абонементов» проводились в традиционной форме «рассказчик - слушатель».
Молодые люди (тогда еще не проводилось анкетирование группы) стеснялись
высказывать свою реакцию, а лектор не побуждал их к активному диалогу.
После пятого, последнего занятия, студенты долго не расходились, и
стало ясно, что возникла потребность в разговоре. Договорились о
встрече, и беседа, которая вскоре состоялась, длилась около двух часов.
Было очевидно, что наши занятия многое изменили в представлениях моих
слушателей, в оценках не только искусства, но и самой жизни. Приведем
несколько важных положений, высказанных в этом разговоре.
«Вначале
казалось, что в цикле большой разброс по времени и странам, но
оказалось, что само время выявило ценность каждого мастера, определило
его место и объединило всех в чем-то очень важном».
«Раньше
думалось о прошлом, как о чем-то далеком, как о времени, в котором не
было истинных чувств - тех чувств, которые испытываем мы. Казалось, не
было того, что нас тревожит и волнует, но это не так. Времена были
другие, но и в прошлом люди чувствовали значительно и глубоко; не
представляла, что так было на самом деле».
«Раньше воспринимала
время как восхождение (вертикаль). Теперь чувствую время как единый
поток (горизонталь). Время - субстанция творческая, оно пропускает
через себя человека и одновременно наполняет собой, тем самым создавая
его».
«Только теперь стал понимать, что в настоящем - прошлое и
будущее. Стала понятна значимость настоящего, а значит и
ответственность за него». (Этот наиважнейший вывод современного
студента так созвучен мысли Паскаля о том, что мы постоянно вспоминаем
о прошлом, мечтаем о будущем и нимало не заботимся о единственно
принадлежащем нам времени - настоящем).
«Стала впервые
задаваться вопросом: "Какой человек может творить, счастливый или
несчастливый? Что является катализатором истинного творчества?"»
«Все это для нас - открытие!»
Открытие для себя сделали не только студенты. Стала очевидной необходимость следующего этапа в работе с молодежью.
Прошло
почти три года с тех пор, как в октябре 1999 в театре Эрмитажа впервые
прошел День студента, с которого начинает свою еще недолгую историю
студенческий клуб. После приветствия директора Эрмитажа и небольшого
камерного концерта каждый из пришедших мог выбрать для себя ту или иную
авторскую программу, предложенную сотрудниками научно-просветительного
отдела. Шесть творческих секций давали возможность сделать свой выбор в
пользу искусства Востока или древнерусской культуры, заняться изучением
стилей, углубиться в философию искусства или постигать эпоху
Возрождения. Программа нашей секции - «Художник и поэт. Диалоги» -
заинтересовала ребят из самых разных вузов. Составилась группа из 23
человек, куда вошли студенты Педагогического университета. Университета
точной механики и оптики, Технологического института (технического
университета), Горного института, Художественно-промышленной академии,
Областного университета. Будущие инженеры-программисты, филологи,
химики, художники по тканям - все они пришли в Эрмитаж «сами по себе»,
по одному, по два человека, их никто не организовывал в группы, за ними
не шел преподаватель. Ребята чувствовали себя скованно в присутствии
еще незнакомых сверстников. Из небольших письменных рассказов о себе
стало ясно, что студенты живут очень насыщенной жизнью. Многие
параллельно учатся во втором вузе, получая диплом преподавателя высшей
школы или экономиста. Несколько человек уже совмещали учебу с работой и
почти все были увлечены театром, музыкой, кинематографом, путешествиями
и Интернетом. Было интересно узнать, что привело их именно в Эрмитаж,
чего они ждут от занятий в секции. Вот первые реплики на поставленные
вопросы и реакция на первые занятия:
«Мне нравиться ходить в Эрмитаж. Наши занятия отличаются от навязанных нам в школе лекций».
«Хочу расширить кругозор».
«Хотела бы заполнить пробелы в своем образовании».
«Думаю обогатить духовную культуру».
«Эрмитаж обладает особой атмосферой, приводит в порядок нервную систему».
«Занятия в Эрмитаже - отличный способ хорошо отдохнуть и одновременно получить пользу, узнать много нового».
«Я
стала уже по-другому относиться к художественным ценностям». «Считаю
создание такого молодежного сообщества с общими интересами не просто
замечательной идеей, но и необходимостью».
Последняя реплика
чрезвычайно важна для понимания острейшей проблемы, которую определил
еще в XIX веке Бодлер: «Современный урбанистический мир таит для
современного человека не меньше опасностей, чем первобытный лес». Наши
студенты пришли в музей не только за знаниями и «заполнением пустот».
Теперь, когда разобщенность людей, «одиночество в толпе» действуют как
разрушающая сила, молодым не хватает содружества, сочувствия,
понимания. Таким образом, разрабатывая программу «встреч» нашей секции,
мы не ставили четко очерченных искусствоведческих и дидактических
задач. Представлялось, что приобщение к Искусству и Поэзии на очень
широком материале и охвате времени, не столько даст четкую систему
знаний, сколько поможет научиться видеть памятники, слышать Слово,
понимать форму, сопоставлять явления духовной культуры, осознавая себя,
в потоке времени. Вряд ли ребята могли себе представить, что пройдет
совсем немного времени и у них возникнет желание написать рецензию на
выставку, реферат на выбранную тему, что на наших занятиях будут
звучать стихи, рожденные одной из их чистых душ, потрясенной
страданиями Ван Гога или светлой радостью Рождества.
Своеобразным
зачином нашей программы стали строчки Осипа Мандельштама: «В Петербурге
мы сойдемся снова...». Отсюда и определение занятий как «встречи».
Программа первоначально была рассчитана на два года и 30 встреч и
опиралась на постоянную музейную экспозицию, временные выставки, выходы
в мастерские скульптора и художника, занятие с реставратором,
совместные поездки в дворцовые пригороды. И. конечно, спецификой наших
занятий стала атмосфера поэтического слова, вне поэзии наша секция уже
себя не мыслит. Еще Лопе де Вега определил эту тонкую органику связей:
«Поэт- великий художник для тех, кто слушает. Художник - великий поэт
для тех, кто смотрит». В пределах небольшой статьи невозможно
перечислить всех поэтов от античности до XXI века, с которыми мы не
расстаемся вот уже скоро три года. Вот только несколько имен: Гомер,
Виргилий. Петрарка, Микеланджело, Шекспир, Джон Дон, Гёте. Верлен,
Маларме. Рильке, Цветаева, Тарковский, Аполлинер, Мандельштам, Гумилев,
Бродский...
Первые два года занятия проходили один раз в две
недели. Достаточно гибкая программа, не привязанная к жесткой
хронологии и последовательному изучению истории искусства, н ядре своем
имеет нее же группу тем по западноевропейской живописи.
Вот некоторые из них:
«Живое зеркало мгновений быстробежных» («малые голландцы» и нидерландская поэзия XVII века);
«Крупица вечного» (Рембрандт, Де Деккер, Шекспир, Бродский, Кагарлицкий);
«Образ и смысл» (Великие мастера в Эрмитаже и группа «Эрмитаж»);
«Читая письма» (Сезанн и Рильке);
«Есть люди, как холмы» (Марк Шагал - художник и поэт) и др.
Практически
все крупные выставки стали объектом нашего внимания. Так, выставка
«Пушкин и Петербург» подсказала встречу под девизом «Гений места», в
рамках которой прошло два занятия:
- Петербург - его живописный и графический образ и словесная живопись поэтов пушкинской поры;
- «...Петра творенье» - воспетый и поверженный кумир (город и царь).
Сборник
австралийских поэтов «Австралия в пути» помог расширить границы
разговора об удивительном искусстве аборигенов и современных
австралийских художниках.
К юбилейной выставке, посвященной
русской гвардии, члены секции готовились самостоятельно. Предполагалась
консультативная работа студентов на выставке, и вот Анна Островская
написала большой реферат по истории военного костюма, назвав его «В
помощь волонтеру», а свое поэтическое дарование Анна отразила в своем
стихотворении по картине Ван Гога «Арльские дамы».
Два одиночества – мама и дочь, Две неразрывные тени. Тихой походкой движутся прочь, Скользят без надежды и цели.
Шорох подола, горестный вздох, Боль и страданье во взоре. Чем наградил их всевидящий Бог За пережитое горе?
Может, двух жизней единственный смысл – Вечно с холста ускользая, Знать, что Ван Гога нервная кисть, Их в уголке оставляет.
Впрочем, и это не важно для них. Кутаясь в пестрые шали, Мимо художника смотрят они, Мимо холста проплывают.
Жизнь в стороне полноводной рекой Быстро бежит к горизонту. Что перед ними? – Вечный покой. Рама картины – и только.
Наша
секция удостоилась чести провести «Мастер-класс» на межмузейной
конференции, тем самым представив работу студенческого клуба Эрмитажа в
целом и другим городам России. Тема показа - «Рембрандт. Осмысление
через поэзию прошлого и настоящего».
Здесь, вероятно, нужно
сказать о принципе привлечения поэтического текста на занятиях секции.
Это могут быть стихи о самом художнике современного ему поэта или
возникшие позже; стихи о конкретном произведении искусства; стихи, в
которых поднимается та же тема, что и в творчестве мастера;
ассоциативная поэзия; поэзия, декларирующая дух эпохи; стихи самого
художника о времени и о себе и т.д.
В этом году программы секций
расширились до трех лет, что позволило нам активнее заниматься
искусством XX века, тем более, что и на временных выставках в Эрмитаже
были представлены авангардные мастера - Энди Уорхол и Луиз Буржуа. Режим
наших встреч стал интенсивнее - собираемся один раз в неделю. Надо
сказать, что уже второй год занимается «младшая группа» секции. Ядро
новой группы составили курсанты Военно-топографической академии, где
сотрудники музея в течение десяти лет читают лекции. Курсанты активны,
аргументировано отстаивают свою точку зрения на то или иное прочтение
сюжета, а реферат Анатолия Павловского об истории рельефа от античности
до наших дней руководство Академии выдвинуло на городской конкурс
творческих студенческих работ. Молодая энергия будущих офицеров и их
товарищей по клубу помогла Эрмитажу в расчистке чердаков, за что они и
были награждены первой экскурсией по этому объекту.
Еще в начале
нашей работы было решено вести клубный журнал. Сегодня это рукописный
сборник с размышлениями по поводу наших занятий (Ольга Иванова и
Татьяна Марголина), впечатления от выставок Энди Уорхола (Анна и Юрий
Островские) и Луиз Буржуа (Елена Жданова), стихи Анны Островской,
путевые заметки о далеких странах Юлии и Михаила Юдинцевых и веселые
фоторепортажи о наших пикниках и первых студенческих свадьбах. Есть в
журнале и публикации нашего историографа Татьяны Кузнецовой, которая
регулярно печатается в газете «Технолог» (Технологический университет)
с рассказами о студенческом досуге и своем любимом клубе.
В планах секции - подготовка и проведение студентами самостоятельных занятий.
Безусловно,
структура клуба, методы и формы работы секции еще будут меняться,
обретая, возможно, свои лучшие стороны. Определенно появятся и новые
программы, но думается, что возникло в нашей секции одно наиважнейшее
качество: уважение и доверительность друг к другу, потребность в
дружеском и творческом общении. Не забываются летние поездки в Павловск
и Стрельну, необычным и значительным .остались в памяти встреча с
талантливым петербургским скульптором Львом Сморгоном в его мастерской.
Поразила наших молодых друзей и глубоко метафорическая живопись
профессора Александра Зайцева, живущая на стенах его мастерской.
Недавно
клуб обзавелся собственным пристанищем в Главном штабе, где уже
проводили лекционные занятия, отмечали Рождественские праздники и День
Святого Валентина.
Предполагается активная работа студентов с
компьютером. И все же, ребята отдают предпочтение собеседнику с живым
голосом и взглядом, «живому» музею - так они словно бы открывают и
самих себя. Старшая группа секции «выпускается» в этом году, но никто
не собирается покидать музей и своих товарищей. Статус членов клуба
подтверждает не только официальный пропуск в Эрмитаж, но и новое
состояние души, обретенное в стенах музея. И как замечательно, что мы
встретились в XX веке и вместе вошли в XXI, в будущее.
"После
встреч с вечным и прекрасным что-то заставляет задуматься, что-то
помечтать или унестись в другие века. Примериваешь на себя мысли,
чувства, поступки людей, проживаешь различные ситуации с героями
полотна. Так происходит познание этого мира и себя, ощущается гармония
и целостность мира, а ты - часть большого и меняющегося. Но, чем больше
узнаешь, тем больше понимаешь, сколько впереди еще не узнанного.
Поэтому хочется еще и еще приходить в стены Эрмитажа"(Из клубного
журнала секции).