В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Из писем к дочери
Дорогая дочка, твое письмо очень взволновало меня. Сегодня тебе
четырнадцать лет, ты переступаешь ту черту, за которой рождается
Женщина. Ты спрашиваешь: "Отец, что такое любовь?”
Мое сердце учащённо бьётся при мысли о том, что я говорю сегодня уже не с
маленьким ребёнком, а с Женщиной. Будь же счастлива, переступая эту
черту. А счастливой ты будешь только тогда, когда будешь мудрой.
Миллионы женщин — да, юных четырнадцатилетних женщин с трепетом сердца
думали об этом: что такое любовь. Каждая постигала эту истину по-своему.
Думает об этом и каждый юноша, когда в нем пробуждается Мужчина.
Теперь, дорогая доченька, мои письма к тебе будут не такие, как раньше.
Моё сокровенное желание — передать тебе ту жизненную мудрость, которая
называется умением жить. Хочется, чтобы из каждого отцовского слова, как
из маленького зёрнышка, рождались ростки твоих собственных взглядов и
убеждений.
Мне тоже не давала покоя эта мысль: что такое любовь? Самым близким
человеком для меня в годы ранней юности была бабушка Мария —
изумительный человек, которому я обязан всем, что вошло в мою душу
красивого, мудрого и честного. Она умерла накануне войны ста семи лет от
роду. Она открыла передо мной мир сказки, родного слова и человеческой
красоты. Мне было шестнадцать лет, когда в тихий вечер ранней осени,
сидя с ней под ветвистой яблоней и глядя на улетающих в теплые края
журавлей, я спросил: "Бабуся, что такое любовь?”
Самое сложное она умела разъяснить сказкой. Её черные глаза стали
задумчивыми и тревожными. Она взглянула на меня как-то по-особенному, не
так, как раньше.
"Что такое любовь... Когда бог создал мир, он на учил все живые
существа продолжать род свой — производить себе подобных. Поселил бог
мужчину и женщину в поле, научил их строить шалаш, дал мужчине в руки
лопату, а женщине — горсть зерна. Живите и продолжайте род свой, —
сказал бог, — а я пойду по хозяйству. Приду через год, посмотрю, как тут
у вас.
Приходит бог к человеку с архангелом Гавриилом ровно через год.
Приходит рано утром, на восходе солнца. Видит, сидят мужчина и женщина у
шалаша, перед ними созревает хлеб на ниве, рядом с ними — колыбель, а в
колыбели ребенок спит. А мужчина и женщина смотрят то на алое небо, то в
глаза друг другу. В те мгновения, когда глаза их встречались, бог видел
в них какую-то неведомую силу, непостижимую для него красоту. Эта
красота была прекраснее неба и солнца, земли и пшеничного поля —
прекраснее всего, что слепил и смастерил бог, прекраснее самого бога.
Эта красота до того потрясла, удивила, ошеломила бога, что его божья
душа задрожала от страха и зависти: как же это так, я создал твердь
земную, слепил из глины человека и вдохнул в него жизнь, но не мог
создать этой красоты; откуда же она взялась и что она такое — эта
красота?
— Это любовь, — сказал архангел Гавриил.
— Что это такое — любовь? — спросил бог.
Архангел пожал плечами.
Бог подошел к мужчине, прикоснулся к его плечу старческой рукой своей и
стал просить: научи меня любить, Человек. Мужчина даже не заметил
прикосновения божьей десницы. Ему показалось, что на плечо села муха. Он
смотрел в глаза женщине.
Бог был немощным, но свирепым и мстительным старикашкой. Он ожесточился
и закричал: — Ах так, значит, ты не хочешь научить меня любить,
Человек? Будешь же ты помнить меня. С этого мгновения — старей. Каждый
час жизни пусть уносит по крупинке твою молодость и силу. Превращайся в
развалину. А я приду через пятьдесят лет и посмотрю, что останется в
твоих глазах, Человек.
Пришел бог с архангелом Гавриилом через пятьдесят лет. Видит, вместо
шалаша стоит изба рубленая, на пустыре сад вырос, на нивах хлеб
созревает, сыновья поле пашут, дочери пшеницу жнут, а внуки на лугу
играют. Перед избой сидят старик и старуха, смотрят то на алую утреннюю
зарю, то друг другу в глаза. И увидел бог в глазах мужчины и женщины
красоту ещё более могучую и вечную. Увидел не только Любовь, но и
Верность. Рассвирепел бог, руки дрожат, изо рта капли слюны летят.
— Мало тебе старости, Человек? Так умирай же, умирай в муках и уходи в
землю, превращайся в прах и тлен. А я приду и посмотрю, во что
превратится твоя любовь.
Пришел бог с архангелом Гавриилом через три года. Видит, сидит мужчина
над маленьким надгробным холмиком, глаза у него грустные, но в них — ещё
более могучая, непостижимая и страшная богу человеческая красота. Уже
не только Любовь, не только Верность, но и Память Сердца увидел бог.
Задрожали у бога руки от страха и бессилия, подошел он к Человеку, упал
перед ним на колени и стал умолять:
— Дай мне, Человек, эту красоту. Что хочешь проси в обмен на неё, но только дай мне её.
— Не могу, — ответил Человек. — Она достаётся слишком дорого. Ее цена — смерть, а ты, говорит, бессмертен.
— Получи бессмертие, получи молодость, но только отдай мне любовь, — возопил бог.
— Нет, не надо. Ни вечная молодость, ни бессмертие не могут сравниться с любовью, — ответил Человек.
Бог поднялся, зажал в кулачке свою бородку, отошёл от сидящего у
маленького холмика старика, повернулся лицом к пшеничной ниве и алой
утренней заре и увидел: у золотых колосьев стоят молодые мужчина и
женщина и смотрят то на алое небо, то друг другу в глаза... Схватился
бог руками за голову и ушел с Земли на небо. С той поры богом на Земле
стал Человек.
Вот что такое любовь, мой внук. Любовь — она выше бога. Это вечная
красота и бессмертие человеческое. Мы превращаемся в горсть праха, а
любовь остается”.
Вот что такое любовь, доченька. Живут, размножаются, продолжают свой
род тысячи живых существ, но любит только Человек. И только тогда, когда
он умеет любить по-человечески — лишь тогда он и Человек. Не умеет
любить, не смог возвыситься до этой вершины человеческой красоты —
значит, он лишь существо, рождённое человеком, но не ставшее Человеком.
Милая моя доченька, как хорошо, что мы теперь будем говорить с тобой
как взрослый человек со взрослым человеком. Как хорошо, что ты
задумалась над этой первой и труднейшей страницей человеческой мудрости —
что такое любовь. Если бы все без исключения молодые люди — и женщины, и
мужчины — постигли эту мудрость до конца, у нас было бы гармоничное
общество, счастье было бы уделом и богатством всех. От того, как будут
овладевать молодые поколения этой великой мудростью, доченька, зависит
не только личное счастье. От этого зависит красота, нравственная чистота
и счастье всего нашего общества. Человек может научиться возводить
величественные сооружения — гидростанции и дворцы, космические корабли и
атомные подводные лодки, но если он не научился по-настоящему любить,
он останется дикарём. Образованный же дикарь во сто крат опаснее дикаря
необразованного.
Есть в нашей жизни две стороны: одна — это труд человека на
производстве, его общественное лицо и гражданское творчество, его долг
перед народом и обществом; вторая — это сфера духовно-психологических и
морально-этических отношений: семья, дети, долг и обязанность родителей
перед детьми, детей перед родителями. Это сфера, в которой, к сожалению,
человек: нередко ещё остается невеждой, рабом или подлецом, каждая из
этих бед — да, это страшные беды — является социальным злом. Невежда,
раб или подлец в сфере духовно-психологических и морально-этических
отношений не может быть настоящим гражданином, настоящим творцом,
настоящим патриотом. Человек насколько многогранен, бесконечен в своих
богатствах и проявлениях, настолько же и един: одна беда тянет за собой и
другую беду.
Дорогая доченька, я получаю множество писем и от твоих ровесниц, и
девушек постарше. Приедешь домой, почитаешь, их уже несколько тысяч. Это
вопли человеческие, но вместе с тем это тревожное напоминание о том,
что любовь человеческую надо творить, воспитывать, она не передаётся по
наследству, как передаётся по наследству инстинкт продолжения рода.
Вот один из этих воплей. Пишет семнадцатилетняя девушка, студентка
техникума. Познакомилась она с парнем. Дружили. Парень любил выпить,
грубил. Говорил девушке: "Не строй из себя недотрогу...” Девушка
плакала, страдала, но прощала парню все его грубости и, по существу,
подлость прощала: "Ведь я его любила”. Случилось то, что не должно было
случиться: девушка забеременела. Она отдалась ему не столько из любви,
сколько из-за страха: боялась, что если она отвергнет его требования
(страшно говорить об этих вещах — требования, но именно так было в этом
случае и часто бывает во многих других случаях), то он уйдёт, найдёт
более податливых и сговорчивых девушек... Когда девушка сказала парню:
"У нас будет ребёнок”, — он удивился: "Как это у нас? У тебя, а не у
нас”. И ушёл... Девушка оставила техникум, уехала в другой город. Жизнь
ее была искалечена. Через некоторое время она узнала, что отца её
ребёнка исключили из техникума...
Горячими, огненными листами металла кажутся мне письма, в которых
звучит отчаяние и смятение: он меня любит, но не уважает... Что сделать,
чтобы он не только любил, но и уважал?
Как видишь, доченька, не напрасно я вспомнил мудрую бабушкину сказку,
не напрасно завёл разговор о том, что такое любовь. Я хочу предостеречь
тебя от ошибок, которые допускают многие девушки, и за эти ошибки им
приходится очень дорого расплачиваться. Счастьем, радостью, здоровьем, а
иногда и жизнью. Любовь человеческая должна быть не только красивой,
преданной, верной, но и мудрой и осмотрительной, зоркой и разборчивой. И
лишь тогда, когда она будет мудрой и осмотрительной, она может быть
красивой и счастливой, помни это, доченька. Помни, что в жизни есть не
только красота и благородство. Есть, к сожалению, и зло, коварство,
подлость. У тебя должно быть не только открытое, доброе сердце. Оно
должно быть строгим, решительным и требовательным.
Откуда идет эта рабская философия, бессловесная бабья покорность: "Он
меня бьёт, а я его люблю”. Страшно, больно и обидно за человека, когда
встречаешься с такой философией в жизни. Однажды мать первоклассницы
рассказала мне — под большим секретом — о том, что муж, подозревая её в
супружеской неверности, избивает, а если и не избивает, то издевается
другими способами, унижает. И обо всём этом женщина говорила даже с
чувством удовлетворения: "Если бы не любил, не бил бы... Значит, дорога я
ему...” Когда я сказал молодой матери, что об этом надо кричать, это
страшное зло надо ненавидеть, она, испугавшись, как бы я не разгласил её
тайны, торопливо рассталась со мной, заявив на прощание: "Ничего этого я
вам не говорила, так и знайте...” Сколько приходится мне носить в душе
чужих тайн — зла, горя, страдания, обид, о которых молодые женщины даже
боятся сказать вслух, а если и говорят, то с оглядкой и шепотом...
Откуда же всё это берется?
А. Бебель писал: "Женщина сделалась рабой раньше, чем появился раб”. И
по-видимому, последним пристанищем духовного рабства в мире человеческом
будет сердце женщины. Бойся этого, как огня, доченька, — бойся стать
образованной, интеллектуально богатой рабыней.
Я не преувеличиваю нисколько, утверждая, что в сфере
духовно-психологических и нравственно-этических отношений человек порой
ещё остается невеждой, рабом или подлецом. В духовном рабстве сливаются и
невежество и подлость. Откуда это взялось: "он любит, но не
уважает...”, "как сделать, чтобы он не только любил, но и уважал?”? Как
будто бы эти две вещи существуют отдельно: вот это — любовь, а это
уважение; сегодня он любит, но не уважает, завтра — уважает, но не
любит...
Есть у М. Ю. Лермонтова прекрасные слова: "Я любил всеми силами своей
души”. Чтобы по-настоящему любить, надо иметь могучую духовную силу. И
миссия школы, семьи, миссия старших поколений заключается в том, чтобы
вдохнуть в человека эту мудрую силу. Всё школьное воспитание — это по
существу воспитание любви и непримиримости, любви и человеческой
гордости, любви и ненависти: любви к Отечеству и родному народу,
ненависти к его врагам, любви к матери и отцу, любви к человеку, с
которым ты станешь единым существом, сольёшь с ним свои взгляды и
убеждения, духовные порывы и стремления.
Когда в присутствии юноши или даже при мысли о нём у тебя учащённо
забьётся сердце, когда тебе захочется, чтобы юноша смотрел на тебя с
изумлением и восхищением, считая тебя единственной в мире, это значит в
тебе пробудилась женщина, пробудилась Мать — творец новой жизни. С этого
мгновения началась для тебя новая жизнь, дорогая доченька. Помни, что с
этого мгновения ты отвечаешь уже не только за себя, но и за то будущее
человеческое существо, которое живёт в твоей плоти, которое ты носишь с
собой в душе.
Пробуждение матери — это извечное половое стремление, желание
соединиться с существом противоположного пола для творения новой жизни,
для продолжения рода человеческого. Это непреодолимая инстинктивная
сила, влекущая юношу к девушке, а девушку к юноше, но это ещё не
человеческая любовь. Представь себе кусок благородного камня — мрамора.
Мастер-скульптор может изваять из этого куска прекрасное творение рук
своих — каменный цветок, розу, не уступающую по красоте живому,
благоухающему цветку с капелькой росы и отблеском утренней зари.
Мастер-скульптор видит цветок в бесформенном, красивом, но мертвом
камне. Он начинает ваять, он трудится в поте лица, и вот из глубин
мертвой материи выступают очертания живой красоты — красоты рукотворной,
красоты, созданной человеком. Это красота — из мрамора, но мрамор
остаётся мертвым куском камня до тех пор, пока к нему не прикоснулись
одухотворенные руки, одухотворенные внутренней красотой человеческой,
его талантом. Вот эти одухотворённые руки и есть человеческая любовь.
Надо быть большим мастером, чтобы добыть ее из глубин дикого камня,
чтобы стать достойным высокой человеческой любви — чувства,
возвышающего, облагораживающего. Человек, не постигший этого великого
труда — труда любви, кажется мне первобытным существом, одетым в
звериную шкуру, которое притащило в свою пещеру кусок мрамора и любуется
им, не подозревая, что в таинственных глубинах этого куска скрыта
дивная красота.
Беда как раз в том и заключается, что многие молодые люди не идут
дальше этого первобытного, убогого труда: отковырял кусок мрамора и
любуется им. Почувствовал половое влечение и уже стремится удовлетворить
его, считая, что это и есть любовь. Если нет ничего, кроме полового
влечения, то в супружеской жизни будет только умение рожать детей, — для
этого же большой мудрости не надо, наседка тоже выводит цыплят, этому
научила ее природа... Но дети — не цыплята, и если они рождаются
существом, мудрость которого не простирается дальше мудрости наседки, то
они несчастны.
Помни, дорогая дочурка, что ты человек. А человек отличается от
животного тем, что он поднимает голову и смотрит на звезды. Человек
отличается от прекрасной лани — ведь она тоже прекрасна, так же? — тем,
что им движет не только стремление соединиться с подобным себе для
продолжения рода человеческого, но и глубоко человеческое стремление
смотреть в глаза себе подобного — это стремление возвысило человека над
миром всего живого.
Отрочество и ранняя юность — это заря человеческой жизни; на заре
человек должен творить духовные силы для мудрой и мужественной
человеческой любви. Да, задумайся над этим, доченька, творить свои
собственные силы, силы своей души для любви, которую надо пронести через
всю жизнь, сберечь, сохранить её до гроба, сделать единой и неделимой,
избежать ошибок и разочарований. Я называю любовь мудрой и мужественной —
только такой должна быть подлинная человеческая любовь. Но если вы
безвольно плывёте по волне, несущейся неизвестно куда, если в вашем
чувстве нет человеческой мудрости и человеческого мужества — никакого
счастья не будет, наоборот, вас может постигнуть большое несчастье. Если
половое влечение сливается с бездумностью, с жаждой мимолетной утехи,
мимолетного наслаждения — это значит, что ты, милая доченька,
подвергаешься страшной опасности: цветок, который с первого взгляда
кажется прекрасным, очаровательным, в самом деле таит в себе смертельный
яд. Половое влечение, не одухотворённое и не облагороженное мудростью и
мужеством, — это большое зло, которое подстерегает тебя в жизни, — не
будем бояться этих слов и скажем их прямо. Зло это усугубляется тем, что
юноша, требующий от девушки пойти навстречу его желаниям, как будто бы и
не намерен творить зла. Он как будто бы и в самом деле любит девушку.
Но беда в том, что он духовно, морально не созрел для любви. Он по
своему физическому развитию может стать отцом, а по нравственному
развитию он дитя. Но это дитя не безобидное, оно страшное. Страшное как
раз тем, что, будучи дитем, око может стать отцом.
Корни этой беды уходят в невоспитанность чувств, в эмоциональное
невежество, а от невежества до подлости в сфере человеческой любви нет и
одного шага. Доченька, вдумайся в мой совет: невежествен не только
юноша, стремящийся удовлетворить свое половое влечение и не готовый
духовно к тому, чтобы стать настоящим мужчиной. Невежественна и девушка,
безвольно плывущая на волне "безотчетного” чувства и оправдывающая своё
невежество тысячу раз известным "и сама не знаю, почему, но люблю — и
всё тут”. Если своим невежеством юноша причиняет зло другим, причиняет
зло обществу, если он ещё очень далек от сознания того, что его
невежество причиняет зло и ему самому, то ваше невежество, девушки,
причиняет зло вам самим. Вам никак нельзя быть невежественными. Сама
природа повелевает вам быть мудрыми и мужественными, осмотрительными и
осторожными, требовательными и рассудительными. Будьте настоящими
женщинами с того мгновения, как природа пробудила в вас женщину. Я бы
посоветовал девушкам: будьте разборчивыми и переборчивыми — не бойтесь
этого, если только ваша разборчивость сочетается с женской мудростью и
мужественностью, если только она не выливается в легкомыслие. В сфере
духовно-психологических и морально-этических отношений наступит всеобщая
гармония, если властелином и повелителем в любви станет женщина, мудро и
мужественно живущая в душе девушки.
Женщина — властелин и повелитель в любви — это могучая сила,
воспитывающая настоящего мужчину. Я тысячу раз убеждён, что мужество и
мужественность женщины творят духовное благородство, красоту,
преданность, верность мужчины. Ты спросишь: а как же стать женщине
властелином и повелителем в любви, как постигнуть мудрость и
мужественность любви? В чем корни этой могучей силы?
Девочка, девушка, женщина с молоком матери должна впитывать в себя ту
истину, что любовь — это ответственность. В первую очередь
ответственность, а потом уже наслаждение, радости. И счастье любви — в
огромной ответственности за человека. Я считаю важнейшим законом
воспитания то, чтобы в школе и в семье царил дух ответственности
человека за благо, счастье, радости, судьбу и жизнь другого человека.
Чтобы уже маленький ребенок понимал и сердцем чувствовал: каждый его
шаг, каждый поступок отражается, отзывается в духовной жизни того, кто
рядом с ним: товарища, отца, матери, учителя, совершенно незнакомого,
"чужого” человека. Чтобы спокойным и счастливым человек чувствовал себя
лишь тогда, когда он не причинил зла, обиды, беспокойства другому
человеку. Чтобы и маленький ребенок, только что переступивший школьный
порог, и подросток, и юноша не мог спать спокойно, зная, что он своим
неосторожным прикосновением принёс боль чьему-то сердцу. Это и есть,
дорогая доченька, то, что я называю творением духовных сил для любви.
Творить эти силы в человеке должен другой человек — более сильный и
богатый духовно, более сердечно щедрый. Но каждый должен быть также
воспитателем самого себя. Мудро и мужественно умеет любить лишь тот, кто
умеет заставить себя чувствовать рядом с собой человека, откликаться на
тончайшее движение его души. Только эмоционально тонкий, чуткий,
сердечный, добрый человек может быть по-настоящему требовательным и
непримиримым, нетерпимым к злу, беспощадным к легкомыслию,
духовно-психологическому рабству и подлости. Дух ответственности
человека за человека — это целая сфера школьной жизни, об этом я
когда-нибудь напишу тебе...
Моё сердце разрывается от боли, когда я вижу, как безответственность в
маленьком порождает безответственность в большом. Помни, дорогая
доченька, что любовь — это дети. Робкий влюблённый взгляд, объятия,
поцелуи — это первый шаг к творению новой жизни. От того, как ты
представляешь себе счастье своей любви, что ты в нем ищешь и что
находишь, зависит счастье ребенка, зависит судьба твоя и твоих близких. Я
знаю детей, которых можно назвать детьми легкомыслия. Именно так;
никакой любви не было, никаких мыслей о рождении новой жизни не было,
они появились как бы нечаянно. Дети легкомыслия — несчастные дети.
...Пасмурный осенний день, накрапывает дождик. У ворот автобазы стоит
семилетний Коля. Почему он сюда пришёл? У него одна мама. От мамы и от
людей он узнал, что его отец работает здесь, на автобазе, шофером.
Добрые люди однажды показали: вон тот мужчина — твой отец. Мальчик
запомнил черты отцовского лица, и теперь ему хочется просто взглянуть
ещё раз на него. Где-то в глубине души у Коли теплится надежда: может
быть, отец остановит машину, подойдёт к нему, спросит: "Ну, как дела,
сын?” А может, и в кабину посадит — детское сердце замирает при мысли об
этом... Но отец проезжает мимо. Коля заметил, что он узнал его, но даже
виду не подал.
Боль и гнев, негодование и озлобление несёт в сердце ребёнок, уходя
домой. Он, маленький ребенок, не верит ни во что. Для него нет в мире
ничего святого. А ты знаешь, доченька, какая это большая беда для
общества — зло, озлобление в сердце ребёнка? Как мучительно трудно
воспитывать маленького человека, который осознавая себя, пережил горькую
мысль: я никому не нужен, я появился в мире случайно, я горе и
наказание для матери... Общество наше не может быть счастливым, если у
него будут такие несчастные сыновья и дочери. Есть вещи, которые ничем
не заменяются и ничем не возмещаются.
Любовь человеческая — это высокая человеческая культура. По тому, как
человек любит, можно сделать безошибочный вывод о том, какой это
человек. Потому что в любви наиболее ярко проявляется ответственность за
будущее нашего общества, за его нравственные устои.
|