Пятница, 26.04.2024, 23:03

          Междустрочие...    ПСИХОЛОГИЯ И ТВОРЧЕСТВО                                        

ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Психоанализ творчества [5]
Психология творчества [12]
Терапия творческим самовыражением [1]
Библиотерапия [2]
Маскотерапия [0]
Музыкотерапия [3]
Цветотерапия [1]
Фототерапия [2]
Оригами [1]
Игротерапия [4]
Рисуночная арт-терапия [4]
Сказкотерапия [10]
Драматерапия, символдрама [0]
Юнгианская песочная терапия [1]
Икебана [0]
Другие виды терапии творчеством [11]
Кинотерапия [23]
 Каталог статей
Главная » Статьи » ТВОРЧЕСТВО В ПСИХОЛОГИИ И ТЕРАПИИ » Рисуночная арт-терапия

Арт-терапия как коррекционный метод работы с детьми, оставшимися без родителей и попавшими в приёмную семью
Семанюк А
Омар Я

Арт-терапия как коррекционный метод работы с детьми, оставшимися без родителей и попавшими в приёмную семью.

Сущность арт-терапии.

Арт-терапия – это психотерапевтический метод, основанный на использовании художественного творчества. Арт-терапевтическая практика зиждется на том положении, что наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение в виде образов в рисунках. Детям крайне трудно вербализировать свои состояния и рефлексировать их, особенно детям - сиротам, нередко имеющим серьезные психологические травмы, поэтому арт-терапевтические занятия как нельзя лучше позволяют психологу работать с состоянием ребёнка, минуя слова и сознание. В процессе творческого акта внутренние конфликты переживаются вновь и, в конечном счёте, разрешаются.

Арт-терапевт создаёт для ребёнка безопасную среду - в студии, снабженной необходимыми материалами – красками, глиной и т.д., находясь рядом с ним в процессе изобразительной деятельности. Дети могут использовать предоставленные им материалы по своему желанию, стремясь в присутствии арт-терапевта выразить в художественной форме свои мысли и чувства. Арт-терапевт побуждает ребёнка к взаимодействию с предоставленными материалами, благодаря чему арт-терапевтический процесс становится как бы разновидностью диалога. Арт-терапевт выступает как посредник в «диалоге» ребёнка со своим рисунком.

Занятия арт-терапией предполагают следование следующим основополагающим принципам; если один из этих принципов нарушается, то специалист уже не вправе называть происходящее арт-терапией:

Занятия арт-терапией предполагают использование ребёнком разнообразных изобразительных средств с целью выражения с их помощью содержания своего внутреннего мира.
Работа ребёнка с материалами протекает в определённых условиях, помогающих создать у него ощущение безопасности и способствовать свободному выражению содержания своего внутреннего мира.
Рисование происходит в присутствии специалиста, обладающего достаточным знанием природы художественного творчества и способного понимать психологическое содержание рисунков ребёнка и выступать в качестве посредника в «диалоге» ребёнка со своим рисунком.
Арт-терапевтическая деятельность предполагает использование терапевтом определённых приёмов, помогающих ребёнку осознать отражённые в его рисунке содержания его внутреннего мира.
Психологические механизмы арт-терапии.

Арт-терапия обеспечивает положительный эффект благодаря «исцеляющим» возможностям собственно художественного творчества, дающего возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты.

Творчество является мостом между миром фантазии и миром реальности. Оно включает себя элементы и того и другого, позволяя создать некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств. Порой чувства и мысли, которые пытается выразить ребёнок, требуют символических средств выражения, так как непосредственное их выражение будет слишком болезненным.

Вторым фактором терапевтического воздействия являются отношения ребёнка с арт-терапевтом. Помимо важности самой изобразительной деятельности необходимо учитывать, что организация поведения ребёнка и его работы терапевтом способствуют структурированию его психического опыта. Арт-терапевт во время занятий предстаёт перед ребёнком как значимый взрослый, с которым последний начинает выстраивать отношения согласно своей привычной схеме, то есть так, как он обычно привык строить отношения со взрослыми. Это позволяет терапевту увидеть и откорректировать проблемные моменты. Поэтому в ходе арт-терапевтических занятий у ребёнка формируются навыки психологической автономности, символической коммуникации и саморефлексии.

И последним, но не мене важным фактором терапии являются интерпретация и вербальная обратная связь. Занятия арт-терапией, помимо диагностического и исцеляющего, несут в себе обучающий эффект. По мере того, как ребёнок переводит свой внутренний опыт в творчество, он очень часто становится способен и описать его. Выражая содержание собственного внутреннего мира, он постепенно движется к его осознанию. Когда рисунок воплощает чувство, и ребёнок начинает активно взаимодействовать с образом, становятся возможными психические изменения посредством самого рисунка. Арт-терапия дает возможность ребенку одновременно выступать в качестве «свидетеля » и «непосредственного участника» изобразительной деятельности и осуществлять осознание своего травматического опыта, переводя информацию из эмоционального на сознательный и интеллектуальный уровень.

Источник: http://www.kitezh.org/RUS/kitezh-pedagogy/90-art-terapiya.html

Источник: http://www.kitezh.org/RUS/kitezh-pedagogy/90-art-terapiya.html

Категория: Рисуночная арт-терапия | Добавил: SuperEgo(R) (07.10.2009) | Автор: Семанюк, Омар
Просмотров: 2339 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Анна М. Островская © 2008 |  
Форма входа
Поиск
ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0