В 2010 году, заканчивая Восточно-Европейский Институт Психоанализа, я писала дипломную работу на очень интересную тему. Шесть лет с тех пор прошло, так что, думаю, я могу спокойно поделиться некоторыми ее результатами – конечно же, сохраняя конфиденциальность людей, которые принимали участие в исследовании. Дипломный проект был посвящен… поэтам. Почему именно поэтам? Потому что я решила писать о том, что понимаю и люблю, и способность к стихосложению была именно тем качеством, которое мне захотелось изучить поподробнее.
Поскольку статистическая часть была в дипломе обязательной, то помимо интервью с поэтами, пришлось вручить каждому еще и толстую пачку тестов. Поначалу меня очень это расстроило и показалось лишним. Но результаты оказались неожиданно интересными! Если вас вдруг заинтересуют статистические подробности, то текст дипломного проекта хранится в библиотеке ВЕИПа. А для меня всё-таки самым важным в этой работе были именно интервью, знакомство с пока мало известными, но талантливыми творческими людьми. Кстати, за прошедшие шесть лет некоторые из них приобрели и заслуженную известность!
Гипотеза, проверявшаяся в ходе дипломного исследования, была очень проста. Предполагалось, что желание и способность писать стихи является проявлением сублимации – защиты от неудовлетворенных влечений. Поэтому, вероятно, у людей, обладающих даром стихосложения, должна быть хорошо выражена защита замещением. Если выражаться простым языком, защита замещением – это подмена неудовлетворенного импульса чем-то иным. Ну, например, замещение агрессивных влечений волей к спортивным победам, целеустремленностью в карьере и т.д.
Но в гипотезе скрывался один важный подвох. Для оценки защитного механизма под названием сублимация не изобретено ни одного достоверного теста. А замещение и сублимация – всё-таки отнюдь не одно и то же. Замещение сильно связано с агрессивными влечениями. Соответственно, и тесты проверяют наличие скрытых агрессивных импульсов. А сублимируется ведь далеко не всегда агрессия! Зачастую сублимировать приходится неутоленную любовь, а еще чаще – горе, печаль, отсутствие смысла жизни. Приходится выращивать его в себе, давать ему возможность прорасти через стихотворение, чтобы быть наконец увиденным и понятым.
Фрейд и другие психоаналитики часто сравнивают творческих людей с детьми. Сохраняется в творческой душе нечто удивительно трогательное, детское, наивное. Поэтому предполагалось также, что защита с помощью регрессии, ухода от реальности может также оказаться одной из доминирующих у поэтов.
Но нет! Результаты оказались совершенно иными… Но начну с начала...