На пути к заливу Барафандл друзья повстречали нескольких интересных персонажей, каждый из которых принёс с собой те или иные подсказки. Помощник Дейва выглядит на первый взгляд очень странно – это очень неряшливого вида человек в оранжевой куртке, который ищет среди камней коллекционные коричневые фигурки Дартов Вейдеров (героев киносаги «Звездные войны»), которые должно было сюда прибить волной. У этого витающего в облаках странника явно есть смысл существования – он ищет фигурки, изо дня в день. Со стороны эти действия представляются нелепыми и нездоровыми, но до тех пор, пока он занят поисками, ему не нужно задумываться о чем-то другом. О чем же? Ну, например, о том, что его лучший друг умер от рака. «Мне жаль» - говорит на это Дейв, а человек в оранжевой куртке отвечает: «Это не твоя вина. Просто очень-очень-очень не повезло».
«Я начал искать нового лучшего друга, - продолжает он. – Среди друзей, потом среди старых знакомых, потом среди новых знакомых…» «Долго ты еще планируешь искать?» - перебивает его Дейв. «Друга?» «Нет, этих, Дартов Вейдеров». «Нет, - отвечает человек в оранжевой куртке и выкидывает в песок крошечный меч, единственный найденный фрагмент фигурки. – Мне наскучило искать вещи. Я в порядке. Здорово быть нужным, да?». «Я уже и забыл» - говорит Дейв. «Возможно, ты один из счастливцев. Уникальный дар у тебя есть, - продолжает странный собеседник, переставляя слова в предложении так, как это делал магистр Йода в фильме «Звездные войны». – Это здорово!»
Возможно, быть нужным, полезным кому-то, - это действительно дар? Для Дейва смысл заключается именно в этом, и другой жизни он себе уже не представляет. Можно относиться к этому как к зависимости или проклятию, а можно воспринимать как подарок небес. И в таком случае можно осознанно распоряжаться этим даром, направлять его в созидательное русло. Поступит ли так Дейв? Или всё-таки начнет искать другие цели, прислушиваться к своим собственным желаниям и мечтам? Мы не знаем, у этого фильма открытый финал. Каждый из героев распорядится своей дальнейшей жизнью в соответствии с собственным выбором.
С Майлзом на пути случается множество странных происшествий. Сначала у него воруют дорогие статусные часы. Наглый ребёнок, одетый в костюм то ли ангела, то ли Амура, правда с серыми крыльями, украл их со столика, пока Майлз отвечал на СМС своей возлюбленной. Майлз пытается вернуть часы, но «Амур» выкидывает их в море. Позже в море улетает ещё и мобильный телефон, как будто на этом пути Майлзу суждено расстаться со всеми статусными фетишами и встретиться наконец с собой настоящим. В начале пути он еще даже не представляет себе, насколько важную роль ему предстоит сыграть в этом походе. Роль, которая изменит его жизнь навсегда.
Весь этот поход словно символизирует переход Джеймса из мира живых в мир мёртвых. И, конечно, он не мог не встретить на этом пути Харона – мрачного старца, перевозящего души умерших по водам Стикса и Ахерона, в царство Аида. Старик у переправы продает билеты на паром: в ту сторону за 3 фунта, а в обратную за 6,50. За коляску Джеймса он требует заплатить как за ещё одного пассажира. «Возвращаться все будете?» - спрашивает старик. Друзья хохочут, но на самом деле как минимум один из них понимает, что обратных билетов потребуется меньшее количество.
Всю дорогу друзья попадают в забавные нелепые ситуации. То умудряются ввязаться в драку на каком-то традиционном празднике. То с хохотом едут на коляске с горы, рискуя переломать себе шеи. Пляшут вокруг костра и прыгают через него, запускают фейерверк, в результате чего сгорает до тла одна из палаток. Словно они вернулись на несколько дней в подростковый возраст, когда всё кажется дозволенным, когда жизнь впереди кажется вечной. «Рай, - произносит Джеймс. – Если Рай действительно такой, я был бы счастлив». «Нравится мне, как тонко ты намекнул на то, что ты умираешь, - отзывается Майлз. – Я забыл об этом».
Но, к сожалению, болезнь неумолима, и с каждым днем Джеймс всё острее чувствует приближение смерти. Боли усиливаются, и ему требуется всё больше морфия, чтобы двигаться вперед. Он видит галлюцинации, в которых ему представляется, как он стоит на берегу залива и будто бы растворяется в море. Когда ему становится хуже, уровень моря словно поднимается выше, а в моменты счастья и уменьшения боли море как будто отступает. Зритель уже на середине фильма начинает догадываться, что задумал Джеймс и для чего отправился с друзьями в этот поход. Все они понимают, что эта совместная поездка – их прощальная возможность высказать друг другу нечто важное. Вот только друзья будут жить дальше, после этого разговора, а для Джеймса это вообще последний шанс поговорить с ними.
«Мне бы ваши жизни, которые вы тратите на бессмысленное потребление, - говорит он. – Я столько хотел сделать! Я собирался быть особенным. Знаю, звучит напыщенно». Но Майлз тут же ставит под сомнение саму возможность какого-то другого сценария жизни Джеймса. «Мой отец в нашем возрасте написал уже три книги, - говорит он. – А ты сел писать только оттого, что тебе вдруг стало сложно стоять на ногах».
Что помешало Джеймсу стать писателем? Он сам отвечает на этот вопрос в самом начале фильма: «Время, наверное. Слишком много тогда, слишком мало сейчас». Когда впереди вся жизнь, люди склонны откладывать на потом осуществление своих планов. А когда болезнь внезапно путает все жизненные маршруты, оказывается уже поздно мечтать. Так когда же жить? Джеймс словно застыл в безвременье, так и не успел повзрослеть. Не случайно фильм называется «Третья звезда». В сказке о вечном мальчике, Питере Пене, чтобы долететь до сказочной страны Нетландии, нужно было лететь направо и прямо до второй звезды. Заблудившись по дороге, друзья вспоминают этот отрывок из сказки, и кто-то из них оговаривается: вместо «второй звезды» произносит «третьей». «Так вот почему мы заблудились». Нелепая случайность (например, внезапно обрушившаяся болезнь) – и человек сбивается с пути. Но пока впереди у нас еще есть время, его на самом деле никогда не бывает слишком много. Жизнь коротка, и чтобы достичь своей мечты, нужны ежедневные усилия. Джеймс не успел за свою жизнь написать ни одной книги, потому что пока был здоров, не понимал этого.
А почему не стал писателем Майлз? Точнее, почему он не стал публиковать свой роман? Он ведь написал его. Джеймс прочел эту книгу, тайком, утащив файл с компьютера друга. Роман так и остался храниться только в компьютере и не увидел свет. Болезнь и смерть отца словно сделали бессмысленными все творческие порывы Майлза. Как будто выключили в нем вдохновение и веру в себя. Включится ли это снова? Решать только ему самому.
Джеймс пытается каждому из друзей дать какой-то совет, напутствие. Ему так хочется докричаться до них, чтобы они поняли: у них еще есть шанс изменить свои жизни к лучшему. Сделать свою судьбу такой, как они захотят! Но Майлз не готов принимать от него советы. «Заткнись! – говорит он. – Мы словно путешествуем с больной белой Опрой. Ты бы сам себя возненавидел!».
Действительно, нужны ли нам советы от людей, которые не жили нашей жизнью и не знают, каково нам пришлось? То, что с точки зрения Джеймса кажется верным, для Майлза и для его жизни может оказаться болезненно и не нужно. А может быть, он просто не хочет услышать правду, которую и сам знает?
За время путешествия у каждого из друзей была возможность поговорить наедине друг с другом, и всем вместе. Часто ли в обычной жизни мы уделяем время обычным разговорам? О смысле жизни, о жизни после смерти, о любви и дружбе? Мы бежим, спешим куда-то, решаем вопросы, стремимся к целям, анализируем проблемы. Но зачастую у нас не остается желания и сил на самый простой разговор с близкими.
Четверо героев «Третьей звезды» словно показывают нам: говорите друг с другом! Искренне, без обиняков. Слушайте друг друга. Это путь к настоящей душевной близости. Счастье – на самом деле очень простая штука. Просто в суете повседневности мы иногда забываем об этом. «Ты делаешь себе чай и получаешь истинное удовольствие. А потом оно заканчивается… И тогда можно просто поднять свой зад и налить себе ещё кружечку». Пока мы живы, ещё можно многое успеть.
Друзья такие разные. У них разные понятия о том, как правильно прожить свою жизнь, что в ней наиболее ценно и важно. И даже мнения о том, есть ли жизнь после смерти, у них не совпадают. Но их объединяет нечто очень важное: искренность и желание находиться рядом друг с другом, в первую очередь – рядом с умирающим Джеймсом.
И если поначалу кажется, что Билл пошел в этот поход только чтобы отдохнуть от своей девушки, Майлз – повинуясь лишь чувству долга, а Дейв – неся перед собою знамя спасателя, то к концу фильма становится очевидно: они очень любят друг друга и являются по-настоящему близкими друзьями. И потеря, которую им предстоит пережить, безмерна.
Джеймс постепенно принимает тот факт, что его жизнь заканчивается. Ему хочется разделить с друзьями это светлое чувство спокойствия, готовности уйти в другой мир.
«Наши души… Разумеется, я ничего не знаю об этом. Но я много думал и читал в последнее время. Наверное, это какая-то магическая наука, о которой мы почти ничего не знаем. Темная материя… Буддисты поддерживают теорию постоянной энергии. Квантовые физики доказали её существование. Совершенное пространство вселенной вне времени… Это как вечное движение. Вечное Я-ЕСТЬ. Я думаю о себе как о пылинке, танцующей в лучах света… Миллионы атомов в постоянном движении. Представьте меня, отбивающего чечетку в звездном небе».
Но у каждого из друзей в глубине души созревает большая боль. Каждый из них сталкивается с собственными страхами, связанными со скорой смертью Джеймса. «Твоя болезнь меня пугает. Она отвратительна. Я не могу это вынести! Поэтому меня не было рядом», - говорит Майлз. Для него это уже второй уход близкого человека за последние годы. И после смерти отца он решил, что «все мы тупо сгнием и всё», поэтому его не утешают мысли о пылинке, танцующей в лучах света. У него на сердце огромная тяжесть и страх.
Дейв тоже боится. Боится остаться один на один со своей жизнью, в которой нет сейчас ничего, кроме заботы о Джеймсе и о матери. Боится столкнуться с новой для себя задачей: искать другой смысл своего дальнейшего существования. «Чего ты хочешь? Что такое особенное ты ищешь?» - спрашивает его Джеймс, и Дейву нечего ответить.
А болезнь тем временем даёт о себе знать всё более настойчиво. Друзья стали расслабляться и терять по пути те вещи, которые делали относительно комфортным состояние Джеймса. Сначала выбросили часть вещей, затем случайно упустили коляску, и она рухнула в море со скалы. Там же разбился и последний мобильный телефон. А потом и аптечка с морфием выпала из рюкзака Билла. И в итоге Джеймс остался с жуткой болью один на один, и друзья уже ничем не могли помочь ему. Их присутствие рядом уже никак не могло облегчить его страдания.
Анна М. Островская, 2011-2012 Копирование разрешено только при условии указания авторства и действующей ссылки на сайт "Междустрочие" http://anna-ostrov.my1.ru/
Череда событий, которая привела к принятию решения. Которая позволила друзьям осознать необходимость отпустить Джеймса. Они воочию наблюдали боль. Они не могли с ней ничего сделать. Чужая боль - выбивает из-под наших ног землю. Мы чувствуем себя беззащитными перед этой (чужой) болью, потому что не представляем, что нам делать. А именно эта беспомощность, отталкивает... Цепь событий приведшая к смерти, приведшая к пониманию необходимости отпустить друга в его последнее большое приключение.
И еще всегда остается вопрос: "А может быть я что-то еще мог сделать, чтобы спасти его?" Мне кажется, пока они путешествовали вместе, каждый из них сделал абсолютно всё, что мог.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]