"СтарТрек. Возмездие", 2013
Сегодня День рождения у одного из моих любимых актеров – у удивительного
создания, Закари Куинто. Чем не повод дать эмоциональный отклик на
новый фильм с его участием, который, к слову, еще идет в кинотеатрах –
«СтарТрек. Возмездие».
Друзья знают мою любовь к теме
сверхспособностей (видимо, профессия накладывает неизгладимый
отпечаток…), так что пропустить фильм с великолепным Споком я никак не
могла. Тем более, что его противником в этот раз выступает Хан в
исполнении еще одного моего любимца, Бенедикта Камбербэтча. Да еще и
небесноглазый Пайн в роли капитана Кирка - ну всё, тушите свет,
включайте кино… или лучше сразу холодный душ? Собрать в одном фильме
такую великолепную троицу надо было умудриться, режиссёру моё большое
человеческое спасибо.
А если без шуток,
то вчера друзья в очередной раз спросили, почему меня так увлекает эта
тема? Почему именно люди Икс, Бэтмен, Спок, Тор, Нео, Престон из
«Эквилибриума» и прочие довольно агрессивные создания с
супер-способностями, недоступными для простых смертных? Я периодически
возвращаюсь к этому вопросу, и окончательного ответа никогда не смогу
придумать, потому что ответ в разном возрасте разный. Сейчас я бы
ответила так: по работе я сталкиваюсь с историями множества людей.
Хороших, интересных, умных людей – другие в арт-терапию не приходят, к
моему огромному счастью, даже если они сами себя таковыми не считают. У
каждого из них есть для счастья всё, абсолютно всё. Но им (да почему
«им»? НАМ!) всегда чего-то не хватает. Всегда есть мечта о большем. О
большей любви, большем понимании, большей заботе, больших возможностях.
Моя работа заключается в том, чтобы научить их верить в себя, видеть
своё счастье, замечать его, понимать его, создавать его. Принять себя со
всеми недостатками и… осознать свои способности, возможности, убрать
излишние неоптимальные ограничения, мешающие человеку жить и видеть свои
перспективы. По сути, чтобы человек поверил в себя, нужно помочь ему
увидеть свои плюсы, свои особенности, отличающие его от других. Принять
свою уникальность. В киногероях, обладающих сверх-способностями, разные
обычные человеческие качества достигают своего максимума, идеала. Это
мечта о силе, о неуязвимости, мудрости, сверх-адаптивности. Кому не
хочется уметь читать мысли, как Спок, или обладать регенерационными
способностями Росомахи или Хана? Всё это не о фантастике, не о космосе и
не о выдумке. Всё это о нас с вами, о наших мечтах и идеалах…
«СтарТрек. Возмездие» – не исключение. Это тоже фильм об отношениях, о
Человеке, о современном обществе и его слабых и сильных сторонах. И в
каждом герое какие-то из черт, которыми нам так хочется обладать,
сгущаются и становятся видимыми. И через героев получают свой голос.
Можно послушать, что же они нам расскажут? Каждый, конечно, услышит
своё. Ведь кино, как и любое произведение искусства, – это зеркало нашей
души. Я могу лишь поделиться тем, что мне открылось в отражении. А вы
увидите что-то иное, и это здорово. Хороший фильм всегда многослоен. СтарТрек
завораживает уже не одно поколение фанатов-трекеров. Всем так интересен
космос и инопланетяне? Да бросьте. Всем просто нравится наблюдать за
взаимодействием Спока и Кирка. Я предпочитаю думать, что новый,
перезапущенный СтарТрек – фильм всё-таки о команде и о дружбе. И о
человеческих чувствах. Спок, как и Джон Престон из «Эквилибриума»,
очень близок мне. Как и миллионы других детей, я была воспитана с
мыслью, что эмоции необходимо скрывать, потому что они могут быть
разрушительными и опасными. Что из этого получается? «Шаг назад, мистер
Кирк, шаг назад…» Эмоции можно скрыть, можно загнать в Бессознательное,
но выключить нельзя. Это ведь физиология, рефлексы. Они работают,
независимо от нашего желания. Просто если мы не осознаем их, не даем им
позитивного адаптивного выхода, то эмоции постепенно превращаются в
хронические болезни, усталость, депрессию и другие не очень весёлые
составляющие человеческой жизни. Не отработавшее когда-то горе,
включившись через много лет, способно буквально смыть человека, сбить с
ног, вогнать в тяжелую депрессию. А ведь когда-то в далеком детстве
нужно было просто дать мальчику поплакать, оплакать потерю, а не
осуждающе выговаривать «Мальчики не плачут». Гнев, не выведенный в спорт
или в искусство, спустя годы может вылиться в агрессивное поведение
или, наоборот, в саморазрушение. А надо было отдать девчонку в секцию
айкидо, а не орать: «Ты же девочка, девочки не злятся, они должны быть
послушными и добрыми!». Такие вот мальчики и девочки, став уже взрослыми
мужчинами и женщинами, мамами и папами, приходят потом на прием к
психотерапевту и даже не знают, как назвать свои чувства, как обозначить
их. «Мне нехорошо…» – и дальше даже трудно сказать, что именно
«нехорошо». Если спросить: «Что вы сейчас чувствуете?», – вопрос может
поставить человека в тупик. А разве можно чувствовать? Разве это не
опасно, не запрещено? И если можно, то как назвать все эти чувства, как
пережить их? Ведь навыка-то нет… Мне симпатичен Спок. Он смелый.
Не потому, что дерется хорошо и прекрасно управляет кораблем. Нет.
Будучи вулканцем, воспитанным в строгом запрете на эмоции, он учится
позволять себе быть человеком. А что такое быть человеком? ЧУВСТВОВАТЬ.
Любить своих друзей, испытывать симпатию к девушке, которая его любит –
всё это для вулканца (как и для миллионов самых обычных людей) гораздо
бОльшая отвага, чем помахать пистолетом перед носом у клингонов.
Пистолетом размахивать в современном мире много кто умеет, а вот
чувствующих людей, искренних, преданных днём с огнем не сыщешь. Помните:
«Ищу человека…»? Фонарь и ныне здесь. Люди стали бояться
показывать искренние чувства, бояться испытывать их. В эпоху потребления
стало модно менять жен, словно перчатки, если «по размеру не подошла».
Не заводить дружеских связей, потому что никому нельзя доверять. А уж в
офисных командах зачастую человек человеку волк, а не друг, товарищ и
брат. Мужчины стали бояться дружить – а вдруг окружающие что-то не то
подумают, ай-ай-ай… Женщины стали бояться любить, потому что не хочется
быть очередной «парой перчаток». Ну чем не вулканцы? Отличие только в
том, что у вулканцев с интеллектом и с гуманизмом чуть получше дела
обстоят, чем у многих людей. Но штука в том, что рано или поздно
человек или превращается в циника или случается вот ЭТО: «Я не знаю, как
я убрал эмоции, но они возвращаются…». Потому что люди. Потому что
любят. Или потому что горе. Потому что не могут не чувствовать. Потому
что чувства – это и есть ЖИЗНЬ. Многие ли из окружающих нас людей живут?
Многие ли чувствуют? Искренне, без боязни быть непонятыми,
отвергнутыми? Оставлю этот вопрос без ответа. А если ребенка не
учить с детства понимать, принимать, уважать собственные эмоции, то как
ему научиться справляться с ними во взрослом состоянии? Страшнее
разозлённого Спока только жестокость Хана. Потому что уж если крышу у
вулканца сносит от гнева, то не стой под стрелой… Очень по-человечески,
правда? Знакома вам эта частая история о том, как женщины по 20 лет
терпят равнодушие мужей, а потом бьют всю посуду в доме и уходят,
хлопнув дверью так, что люстра падает? Ну чем не вулканцы! «Шаг назад,
мистер Кирк…» Кстати, мистер Кирк тоже прекрасная иллюстрация –
того, что бывает, если пытаться втиснуть в рамки правил человека,
который рвется быть свободным. Быть свободным от правил – это стало так
модно в последнее время. Вот только во многих ситуациях безбашенный
капитан Кирк выживал только благодаря вмешательству логичного и
правильного Спока. Где бы был Кирк со своей смелостью, неординарными
решениями и зашкаливающими эмоциями, если бы не «этот остроухий ублюдок»
рядом с ним? И всё-таки Кирк идеальный капитан, потому что не
боится полагаться на чутье, на интуицию и на свою команду, а команда
доверяет ему. Я очень завидую его вере в людей, именно она делает его
капитаном. Даже несмотря на то, что Хан воспользовался этим, и всё могло
кончиться еще хуже. Всё равно вера в людей мне кажется основной и
лучшей его чертой. «Спок! Всё получится!» Как много ситуаций, когда
каждому из нас необходимо, чтобы рядом был настоящий друг, который
произнесет эти слова, внушит нам веру в себя и свои силы. У многих ли
есть такие друзья? Многие ругают Пайна за исполнение роли Кирка.
Ясные синие глаза, красивые губы, ну просто Мистер Секс вместо
сорвиголовы. Мол, слишком мягок, слишком нежен вышел капитан. Его Кирк
вышел эдаким эмоционально неустойчивым типом, склонным принимать
странные решения. А мне очень нравится этот вариант Кирка! Что до
нежности и излишней эмоциональности, то не благодаря ли этому
большинство людей из экипажа "Энтерпрайза” выживает даже в очень
страшных переделках? Капитан готов принести в жертву себя, лишь бы
спасти команду. Какая уж тут нежность, это нормальная преданность и
человечность, которые тоже в обществе потребления как-то не очень в
ходу. Модно теперь команду на новую поменять, если что… Кирк и
Спок идеально уравновешивают друг друга. Остроухий, обладая силой и
интеллектом, не умеет разрешать себе чувствовать, и в дружбе с Кирком
учится быть человеком. Безбашенный Кирк учится у Спока логике и
сдержанности. (Сама-то верю в это?.. Не знаю даже… Но хотелось бы
верить, что он тоже чему-то учится…) А еще ответственности за свои
поступки. Оба в этой дружбе находят то, чего каждому из них не хватало.
Поэтому Хан так стремился разъединить их, растащить в разные точки
пространства. Потому что вдвоем они непобедимы. Что ж, Хану почти
удалось… Камбербэтч сыграл отлично, хотя его Хан от оригинала очень
далёк. Его персонаж вышел по-настоящему страшным. Гениально манипулируя
людьми, он почти достиг своей цели. Не учёл только одного: Спок уже не
совсем вулканец. Он человек, и именно сила человеческих чувств – любовь
и гнев в ответ на горе от потери друга – именно это помогло поймать
террориста. Кроме того, изначально вулканцы – очень жестокий,
агрессивный народ, и это чуть не угробило их цивилизацию. Поэтому они и
запрещают себе эмоции. Мощь гнева и жестокости от природы у Спока не
меньше, чем у Хана, поэтому он может противостоять сверх-человеку. А
Кирк – нет. Команду и капитана спасло в итоге то, что Спок – наполовину
вулканец, наполовину человек. Такой, какой есть – не прибавить, не
отнять. Бенедикту Камбербэтчу удалось создать очень неоднозначный
образ террориста. Были сцены, в которых Хан и правда вызывал сочувствие.
Его мрачная, злая сущность раскрывалась постепенно, и лишь к концу
фильма зрители на сеансе в кино с неприятным удивлением осознавали, что
ими тоже манипулировали всё это время. Им показали версию событий с
точки зрения Хана, но было ли так на самом деле? Вопрос пока открыт.
Хан, созданный быть сверх-человеком, а в итоге ставший безжалостным
убийцей, вызывающим только ужас, – это фигура тоже вполне современная,
узнаваемая в нашем реальном мире. Фильм имеет много аналогий с
событиями 11 сентября и не только. Последние несколько минут фильма чётко дают нам понять: Спок, Кирк, Хан – они очень похожи. Это по сути три пути развития человека, перенесшего потерю.
Один путь – попытаться отключить эмоции, чтобы больше не испытывать
боль. Другой путь – разгневаться и отомстить, попытаться отвоевать то,
что у тебя отняли. Третий путь – продолжать верить в людей, в свою
команду, в своих близких. И дарить тепло им, а не оплакивать вечно тех,
кого уже нет рядом и кого уже не вернуть. Каждый из героев фильма
сражается за свою семью. Кирк соглашается на задание по устранению Хана
потому, что хочет отомстить за смерть человека, ставшего ему отцом. Спок
ломает руки Хану в гневе за смерть лучшего друга. Хан в бешенстве
крушит всё на своем пути. Каждым из них движет месть. Эх, мужики… Так
почему же двое из них положительные герои, а один – отрицательный? Всё
просто: Кирк и Спок хотят наказать того, кто убил их близких. А Хану всё
равно, кому мстить, его гнев выливается на множество мирных людей, не
имеющих отношения к заморозке его команды. Хотя, быть может, изначально
с ним поступили и несправедливо, но это не оправдывает его поступки.
Всем людям свойственно защищать близких, испытывать гнев, когда их
обижают, пытаться восстановить справедливость. У каждого есть Тень. Там
прячется наш гнев, мстительность, а у многих еще и множество хороших
эмоций, вытесненных туда жизнью, – например, любовь и нежность. «А вы
чего бы ни сделали ради своей семьи?» Но Спок не убил команду Хана, не
убил его самого. Хотя мог бы. Добро – оно такое. Поставит зло на колени и
зверски убьет. Но ведь не убил же, и тоже только потому, что стал
Человеком. Во всей этой заварушке лучшим оказывается Кирк. Есть
такая поговорка у психологов-юнгианцев: «хороший герой – мёртвый герой».
Ни в коем случае не надо всегда понимать ее буквально. Но героизм – это
зачастую жертва ради близких людей, отказ от самоуверенности и
самодурства, от своей свободы и своих правил в пользу общего дела, а
вовсе не мордобой и не выламывание рук. Хотя бывает, конечно,
по-разному. Только Кирк не пошел по пути жестокости, а ведь именно он
жаждал смерти Хана в начале истории. А Спок почти опустился до уровня
Хана, чуть не стал безжалостным убийцей, и только любовь к другу и
любовь Ухуры, так вовремя появившейся рядом с ним, остановили его руку. И
Хана, и Кирка, и всю команду в итоге спасло только то, что Спок теперь
человек, не только логично думающий, но и чувствующий. Чувствующий,
благодаря дружбе с Кирком и отношениям с Ухурой. Это я всё к чему?
Довольно занудный вышел рассказ, а суть его проста: в нашем странном
замороженном мире быть живым и счастливым можно только в том случае,
если научиться ценить в себе человека и научиться находить людей,
которым можно и хочется доверять. Если дать себе право чувствовать,
привязываться к людям, испытывать к ним чувства, доверять им. Вот Спок
это теперь может, а миллионы людей – пока нет. Ходят среди нас тысячи
«Ханов», умело притворяющихся милыми. Миллиарды «вулканцев», тихих
снаружи, но вынашивающих бурю эмоций внутри себя. Кто-то должен быть
безбашенным, взять на себя смелость чувствовать. Доброта и искренность
должны стать модными, дружба и взаимовыручка должны стать трендом, иначе
цинизм проглотит нашу цивилизацию. Кто-то должен сказать: «А знаешь,
правда в том, что я буду по тебе скучать… Ты хоть понимаешь, почему я
вернулся за тобой?». Кто-то должен учиться и учить доверять, быть
надежным, отважным, пусть даже нежным и очень эмоциональным. В то же
время, нужно уметь держать под контролем тех, кому доверять не следует.
И может быть, тогда у нашего странного замороженного мира еще будет
вполне мирное и счастливое будущее? Размораживаемся, господа, лето на дворе всё-таки… Живите долго и процветайте! ;) И сходите на фильм, он еще идет в кинотеатрах. Анна М. Островская P.S. Моя статья о Крисе Пайне: http://annaostrov.livejournal.com/37671.html
Источник: http://annaostrov.livejournal.com/37559.html |