Мне
часто задают вопрос: какое место в моей жизни занимает арт-терапия и
почему из множества профессий я всё глубже погружаюсь именно в эту
сферу. Поймала себя на том, что каждый раз отвечаю на этот вопрос
по-разному. И решила объединить все причины и написать о них. Думаю, мне
будет полезно систематизировать их. А еще, может быть, я смогу
«заразить» кого-то любовью к творческому восприятию жизни? И, конечно,
попутно расскажу о том, чем я занимаюсь и что могу предложить вам в
будущем учебном году. Мой
путь в арт-терапию был довольно долгим. А с другой стороны, можно
сказать, что в арт-терапевтическом пространстве я родилась и выросла.
Мой отец архитектор, он прекрасно рисует, и с детства я видела его за
работой, с кистью в руках за мольбертом или с карандашом и линейкой за
чертежами. Он рассказывал мне о том, что в рисунке не бывает случайных
элементов, что всё имеет смысл – композиция, цвета, каждая деталь
является символом, и всё это напрямую связано и с автором картины, и со
страной, где она создана, и с эпохой, в которую она родилась на свет. С
детства я знала, что любой рисунок можно «читать», и что каждый человек
воспринимает его по-своему, и благодаря этому как бы отражается в нем и
видит себя со стороны. Я всегда знала, что рисование помогает
успокоиться, прийти к внутреннему равновесию и, как следствие, принять
верное решение, ответить на какие-то мучающие вопросы, узнать что-то
новое о себе. Психологией тоже интересовалась с детства, и даже
занималась в старших классах на психологическом факультете Большого
Университета, собиралась поступать. Но решилась пойти этим путем
довольно поздно, и психология стала моей профессией сравнительно недавно
– ближе к тридцати годам. Может быть, это и правильно: к этому решению я
подошла уже не очень юной, с некоторым минимумом накопленного опыта и с
пониманием того, что другие дороги мне уже не подходят и оглядываться
назад нет смысла. Я закончила Восточно-Европейский Институт
Психоанализа, и теперь официально моя профессия – психолог,
преподаватель психологии, а специализация: психоанализ и клиническая
психология. Ну а поскольку я прошла более 240 часов личной терапии,
более 100 часов групанализа и более 400 часов различных психологических
тренингов и обучающих семинаров (сказкотерапия, игровая терапия,
арт-терапия и многие другие), то, думаю, через какое-то время нужно
будет улучшить свои знания в медицине, и тогда я смогу сертифицироваться
как психотерапевт, если будет такая необходимость. А сейчас я
постепенно двигаюсь в этом направлении: работаю организационным
психологом, а также веду семинары по арт-терапии, на которых мы с
коллегами обсуждаем возможности различных видов искусства как
инструментов психологической помощи и коррекции. Несколько лет моя
общественная работа связана с Гильдией Психологов, Психотерапевтов и
Тренеров имени профессора В.А.Ананьева, где я являюсь членом
Координационного Совета, а последний год я периодически сотрудничаю и с
благотворительным движением «Петербургские Родители» (с Медицинским
Проектом и проектом «Художники детям»).
Почему, закончив один из лучших психоаналитических вузов и пройдя
долгий путь личного и группового анализа, я не стала психоаналитиком, а
ухожу с головой в творческое направление психологии? Думаю, не ошибусь,
если отвечу так: потому что рисунок мне ещё ближе, чем слово. И потому,
что рисунок может говорить о тех травмах и ситуациях, которые
происходили с человеком задолго до того, как он заговорил. А, значит,
рисунок позволяет осознать и проработать их. Но без слова тоже никак не
обойтись, поэтому всё, что я делаю, я делаю именно в психоаналитическом
ключе. Рисунок для меня – это творческий сон, который можно толковать
только в разговоре с его автором, и никак нельзя рассматривать в отрыве
от его ассоциаций, личной истории, дневных остатков и т.д. Кроме
того, арт-терапия – это работа не только с рисунками. Вот уже лет почти
тридцать лет я делаю игрушки своими руками, они не раз принимали участие
в международных выставках. И я могу многое рассказать вам о
благотворном влиянии любого ручного творчества на психику человека.
Ручной труд в буквальном смысле лечит раны нашей души. Мы шьем игрушку, а
на самом деле зашиваем какую-то душевную рану. Мы пришиваем или рисуем
глазки кукле, а на самом деле открываем себе глаза на что-то новое и
интересное в нашей жизни. Мы вкладываем частицу души в каждую созданную
нами игрушку, смотрим на неё – а видим свое отражение. Можно делать
игрушки, символизирующие архетипы нашей души (например, Аниму и Анимус,
Тень, Трикстера, Мудреца и др.), и в процессе такого труда в нас
происходит очень важная работа, о которой тоже можно и нужно говорить. А
можно просто помолчать и дать творчеству возможность самому поработать с
нашими проблемами. Когда мы делаем традиционные игрушки –
например, ёлочные, или пасхальные - это отличный повод поговорить о
традициях своего народа, своей страны. Ведь все мы корнями уходим в
историю того места, где родились и выросли. Мы неотделимы от нашего
народа или народов – ведь многие из нас в своей крови несут историю
разных племён. Книги, которые мы читаем, способны лечить нас не
хуже психотерапевтов и врачей. Разговаривая о любимых книгах, мы
замечаем, что каждый понял один и тот же текст по-своему. Каждый увидел в
книге нечто свое, пропустил её через свою жизнь. Такие разговоры
помогают увидеть множество граней одной и той же ситуации, истории,
личности. Современное искусство невозможно представить без кино.
Фильм, в отличие от книги, дает нам еще новые измерения: интерпретацию
книги режиссером, актерский состав, визуальный ряд и звуковой ряд и др.
Обсуждение фильма доступно даже тем, кто не очень любит читать. Фильмов
год от года выходит всё больше и, к счастью, количество хороших фильмов
тоже растет (как и плохих, но не будем о грустном). Хороший фильм
помогает нам и отреагировать застрявшие в глубине души эмоции, и в
процессе обсуждения понять что-то о себе, о других людях и о мире. Предметом
обсуждения на семинаре по арт-терапии может быть и выставка, проходящая
сейчас в городе, и какой-то из мировых шедевров, известный всем и
знакомый только по репродукциям. Искусство – это всегда зеркало нашей
души. И его всегда можно использовать во благо своей душе. Занимаясь
же творчеством: рисунком, лепкой, изготовлением игрушки или коллажа и
др. – мы даём возможность нашему Бессознательному выразить себя в форме,
цвете, образе. Через продукты нашего творчества Бессознательное
общается с Сознанием. Мы многое узнаем о себе, а также открываем в себе
способность к творческому восприятию жизни вообще, в целом. Что
полезного в этом? Главное, пожалуй, то, что творческий подход к проблеме
помогает видеть множественность решения. Творчество позволяет увидеть в
жизни не только черное и белое, а всю радугу цветов – в прямом и
переносном смысле. Дав себе время и пространство для творчества, вы
начинаете замечать, что со временем стали видеть больше возможностей,
больше деталей, ваша жизнь окрасилась в новые тона и приобрела не
заметные раньше полутона. И тогда вы понимаете, что по-другому уже не
сможете: теперь вам всегда будет требоваться время и пространство для
творчества, и творчеством для вас станет вся жизнь. Ведь кто является
творцом этого шедевра, как не вы сами? В этом году семинары
начнутся в октябре, на них можно записаться, в группе будет не более
десяти человек. Мы будем много разговаривать, а еще больше – рисовать,
фантазировать, писать тексты, сказки, смотреть фильмы, читать стихи… В
общем, позволим творчеству мягко войти в нашу жизнь и показать что-то
новое и интересное.
Анна М. Островская, психолог психоаналитической ориентации, преподаватель психологии :) |