Вторник, 30.04.2024, 04:50

          Междустрочие...    ПСИХОЛОГИЯ И ТВОРЧЕСТВО                                        

ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Стихи [25]
Романы, повести, рассказы [3]
Статьи, отрывки из книг [38]
Юмор [1]
Сказки [8]
 Каталог статей
Главная » Статьи » ТВОРЧЕСТВО ПСИХОЛОГОВ И ТЕРАПЕВТОВ » Статьи, отрывки из книг

Обида и способность выбирать. Андрей Саракул.

18.01.2009

Обида и способность выбирать

Судьба - не случайность, а предмет выбора; ее не ожидают, а завоевывают.
У. Брайан

 

Анализируя обиду, как бессознательное орудие манипуляции и управления поведением другого, я пришел к выводу, что обиженным всегда в случае, когда надо сделать выбор, руководит принцип удовольствия и страдания. Это объясняется тем, что человек, обижаясь, хочет избавиться от неудовольствия, от страдания, связанного с обидой (что его окружение или конкретный человек не хочет выполнить, удовлетворить его требования) и в результате получить удовольствие, связанное с временным успокоением, что он добился своего (окружение подчиняется ему).

Невротическое напряжение, душевная боль заставляет обиженного постоянно искать, изобретать способы воздействия и добиваться с их помощью подчинения другого, удовлетворения своих сознательных и бессознательных потребностей. Но перестает ли он этим заниматься далее, если достигает этой цели? Конечно, нет. Поскольку стремление к подчинению своего окружения, удовлетворению своих невротических потребностей всегда связано с принципом удовольствия и неудовольствия, то обиженный человек всегда мечется между страданием от обиды и временным удовольствием, наступающим вследствие удовлетворения невротических требований. Они определяют границы невротического существования, в пределах которых обиженный обречен на то, чтобы обижаться еще больше. Ложная цель "подчинить свое окружение, добиться от него любви и признания" отодвигается все дальше и становится практически недоступной. Воображаемая цель обиженного достижима только в приближении. Ему кажется, что вот-вот он при помощи обиды добьется того, о чем мечтал и мечтает всегда. Но, как вы понимаете, это совсем не так, и обиженный обижается еще больше в каждом случае краха его иллюзии.

Невротическое стремление не только не приводит к осуществлению поставленной цели, но и лишает выбора. Его бессознательное "Я" становится заложником стратегии обижаться и иллюзии, что обида - единственный путь к разрешению жизненных задач. Она приводит к одному и тому же результату: он обижается на окружение, а оно злится на него; он вновь и вновь проецирует обиду, надеясь, что его услышат и поймут. Я думаю, что вам знакомо такое поведение, которое вы наблюдали у своего родственника, знакомого, коллеги по работе, и думали: "Он неисправим".

Пытаясь избежать боли от нарастающего невротического напряжения, обиженный иногда пытается идти на компромисс со своим окружением и сдерживает свою обиду. К чему это приводит? Только к усугублению невротического и психосоматического состояния. Помимо этого, обиженный теряет способность быть и понимать, что происходит "здесь и сейчас". Он чувствует только одно: его всегда все несправедливо обижают. Подобные переживания лишают обиженного человека свободы в плане выбора. Его психоэмоциональное состояние можно сравнить с состоянием заключенного в одиночной камере. В нашем случае вместо камеры - обида. Она не дает ему увидеть, что он - не хозяин своего выбора и в целом своего жизненного пространства. Душевное напряжение, которое растет с каждой обидой, только усиливает старый способ получения удовольствия (опять обижаться). Другого выбора нет.

Если вы понаблюдаете, то увидите, что обиженный, будучи зажатым в тисках собственной обиды, не способен увидеть, а тем более проанализировать свой стереотип эмоционального реагирования и поведения в отношениях со своим окружением. Такое неведение формирует бессознательное сопротивление к коррекции проблемы. Обиженному в случае сопротивления легче говорить о том, что его поведение, а иногда и психосоматическое состояние связано с физиологией или "несправедливым окружением". В таких случаях я предлагаю принять все версии, но в то же время позволить себе спросить себя: "Как я создаю свою обиду? Что я хочу с ее помощью разрешить? Как она проявляется на психическом и телесном уровне?" и далее фиксировать все ассоциации, образы, воспоминания и т. п.

Практика показывает, что у большинства людей отсутствуют элементарные знания о том, как распознать подобные эмоциональные стереотипы, корректировать свое психоэмоциональное состояние. Например, сегодня весь мир охвачен экономическим кризисом. Кто-то теряет работу, кто-то жилье, а кто-то свой бизнес. Растет стресс и негативные психоэмоциональные образования на уровне как индивидуального бессознательного, так и коллективного. Растет и всеобщая обида, имеющая в каждом отдельном случае свою конституцию. Что нужно делать в такой ситуации? Приступить к профилактике возможных эмоциональных расстройств, связанных с кризисом, а кому-то и пройти конкретный курс психотерапии. Происходит ли это? Занимаются ли этим вопросом, помимо других антикризисных мер, на государственном уровне? Думаю, что нет. А как быть с тем, что переживает сегодня человек?

Ощущения, вызванные обидой на психическом и телесном уровнях, не имеют четких границ. Работая над ними, я предлагаю клиенту обратиться к своему внутреннему взору, воображению и "взглянуть", как выглядят и ощущаются они на телесном уровне. В какой части тела находятся (локализируются), о ком или о чем напоминают. Такая форма визуализации неприятных ощущений на уровне психики и тела помогает осознать и нейтрализовать существующую проблему. Это возможно, потому что внутренняя работа в виде самоанализа и других психотехник помогает понимать, как человек создает свою обиду, а также ощущения, связанные с ней. Практика показывает: то, что становится понятным (например, как я обижаюсь), далее не имеет силу (как неосознанная проблема), и положительный результат зависит от вашего выбора.

Суммируя вышесказанное, я могу сказать следующее: как в случае обиды, так и других невротических переживаний тело является зеркалом, отражающим все, что происходит на уровне психики.

Невротический. Имеющий отношение или характеризующий специфические модели поведения, которые фактически демонстрируются человеком, у которого диагностирован невроз.

Обида может увеличиться или уменьшаться. От чего это зависит? Обиженный с каждой обидой становится все обидчивее в том случае, когда не работает над собой и по-старому все надеется, что его когда-то поймут, будут к нему внимательны и справедливы, не будут обижать. В таком случае вместо уверенности и способности измениться в его душе накапливается разочарование и опять обида.

Уменьшается и исчезает тяжелое чувство обиды тогда, когда человек приступает к собственному изменению, начинающемуся иногда с вопроса: "Что я делаю, раз я так живу?"

В таком случае обиженный осознает свою негативную привычку видеть мир и строить отношения. Далее у него есть выбор. Он может спросить себя: "Для чего мне сегодня нужна привычка обижаться? Как она влияет на мое здоровье и отношения с другими?" Подобные вопросы помогают отследить, как обида блокирует нормальное течение энергии, в каком органе начинается дисфункция и т. п.

Практика показывает, что, приближаясь к обиде, к пониманию ее глубинных причин и конституции на бессознательном уровне, человек не только исцеляется, становится способным управлять своей сущностью, но и становится мудрее. Да, обида, работа над ней и негативными эмоциями, а также психосоматическими расстройствами делает человека опытнее в плане саморегуляции и философского понимания бытия. Например, он может наблюдать, проанализировать, но не вовлекаться в возникшие стрессовые эмоциональные ситуации. Да, он испытывает (как всякий любой человек) влияние раздражителя, но как я указал в своей книге: "Как защититься от сгорания в семье и на работе" (2008), благодаря способности проанализировать происходящее вместо вовлечения в конфликт "падения в АД", он не вовлекается, а только обогащается опытом еще одной успешно освоенной стрессовой ситуации. Я не буду говорить долго о том, что в таких случаях стресс является полезным, тренирует и укрепляет не только психические возможности (в том числе и способность выбирать), но и телесный уровень. Психотерапия и работа над собой (духовные, телесноориентированные, энергетические упражнения, психотехники и т. д.) помогают в дальнейшем не уходить в тяжелую обиду, а сохранять осознание происходящего, психосоматическую целостность и перестройку функциональных систем организма и самой психики к способности адаптироваться к новым условиям жизни.

Далее внутреннее "Я", способное распознавать и нейтрализовать отрицательные эмоции и раздражители, защищает человека от прозябания в клетке обиды и засора психосоматики. Мудрый, здоровый человек, попадая в очередную стрессовую ситуацию, ведет себя в отличие от невротика по-другому: он видит, что происходит, как он поступал в такой ситуации в прошлом и как он может поступить сейчас. У него есть способность сравнивать и выбирать. Невротик же, в свою очередь, не имеет другого выбора, как вспомнить, как его обижали в прошлом, обижают сейчас, и прийти к единственному выводу: "ничего не меняется, все становится только хуже:". Обиженный невротик остается вовлеченным в матрицу обиды "мир несправедлив ко мне", лишается все больше и больше способности прийти к потребности в получении знаний о своем состоянии. На пути к любой прогрессивной мысли и действию растет стена недоверия, отчаяния и гнева. Часто это происходит потому, что род, родители передали такую модель бытия: "мир опасен, несправедлив, не заслуживает доверия и только обижает". Из-за этого выбор стратегий поведения и эмоциональной реакции беден, и это ограничивает его выбор. Хорошей иллюстрацией к моему анализу могут послужить слова из трактата об ощущениях французского философа Э. Кондильяка. В частности он пишет: "В этом случае статуя (я думаю, что он имел в виду невротика, человека с расстройствами чувственной сферы) лишена возможности сравнивать между собой различные испытанные ею модификации, она не способна судить, какая из этих модификаций наиболее приятна. Ее занимает только одно - как выйти из этого состояния, чтобы испытать любое другое; и, если она знает какое-нибудь средство, способное избавить ее от страдания, она приложит все свои способности, чтобы использовать это средство". В нашем случае обиженный человек, будучи лишенным способности сравнивать, анализировать и выбирать, всегда использует для решения конфликтных ситуаций одно и то же средство - обиду.

Человек познает себя и других только в процессе сравнения: горячо - холодно, острое - тупое, вчера - сегодня и т. п. Способность сравнивать и анализировать помогает ему развиваться, быть способным к изменению. У обиженного эта способность, как я уже отметил выше и при помощи Кондильяка, заблокирована. Он видит себя и других только через окуляр обиды.

Отсутствие позитивного общения и восприятия делает обиженного неспособным к ощущению потребности к сотрудничеству, поиску и изменению. Вы сами можете убедиться в этом, общаясь с обиженным человеком из вашего окружения. Он не готов к восприятию реального, происходящего с ним и в общении с вами. Он видит ваше общение только с позиций своей обиды.

Моя практика показывает, что сегодня вокруг нас таких людей очень много. Этому способствует все: и психотравмы кризисов в нашей стране (их было за последние 19 лет предостаточно), и отсутствие собственной культуры психологической подготовки и саморегуляции. Практикуя, я вижу, как много обиды в индивидуальном и в коллективном бессознательном. Этот существующий факт я объясняю очень просто: у человека, живущего на пространстве бывшего СССР, нет другого опыта жизни для сравнения и выбора. Недоверие и обида доминируют в психике обиженного человека из-за мысли, что его постоянно обманывают и личностно дискриминируют. Такое восприятие взаимоотношений "человек - система" лишает его свободы выбора, способности к творческому поиску. Он обречен на то, чтобы постоянно обижаться (тихо злиться), вместо того чтобы делать выбор в сторону личностного роста и изменения своего жизненного пространства. Обиженный человек не может жить по-другому, также как австралийский абориген не может представить себе снег или катание на лыжах. Может, это банальное сравнение, но это так. Во всяком случае, так показывает анализ. Современного человека, травмированного как системой, так и семьей, очень трудно привести в "чувство" и помочь переключиться на осознание себя и решение начинать изменяться. В частности, это происходит, потому что человек способен только на одно: переносить на близкого свой страх, обиду и недоверие: "Ты хочешь так же, как и они, поступить ко мне несправедливо и зомбировать". Наблюдая сопротивление человека, я понимаю, что у него нет другого выбора, как остаться в этой жизни таким, какой он есть - обиженным.

Да, я где-то повторюсь, но скажу, что для изменения и расширения своего осознания нужны следующие шаги: преодолеть свой страх и начинать действовать. У обиженного человека эти способности отсутствуют, точнее, заблокированы глубоко на бессознательном уровне. Практика показывает, что в силу своей психологической конституции успешный человек постоянно испытывает потребность стремиться к поиску, действию. Давно известно, что поисковая активность, способность выбирать полезны как для психического, так и телесного здоровья, и, наоборот, невротический застой, как у обиженного человека, является опасным для жизни. Внутреннее "Я" обиженного притягивает страдание в виде психосоматических заболеваний и других форм патологий, которые со временем становятся нормой жизни. Например, практика показывает, что одинокие люди всегда страдают от обиды. Можно сказать и по-другому: часто обида делает человека одиноким. Из-за нее он или она не может строить отношения с противоположным полом. Одиночество же, в свою очередь, угнетающе влияет на центральную нервную систему, приводит к различным функциональным нарушениям. У человека появляется склонность к самоизоляции, стыдливость, неразговорчивость, излишняя осторожность, тревожность и т. п.. Все это в итоге усиливает обиду и неспособность к общению с другими и способность делать свой выбор.

Итак, обида может охватить внутреннее "Я" человека, как любая другая инфекция, и обрести его на невротические страдания. В другом случае он может использовать обиду как толчок к изменению, поиску другого образа жизни. Проще говоря, обида может сделать человека своим рабом, а в другом случае побудить его к творческому поиску в плане самопознания и коррекции психосоматических расстройств.

В этой работе я уже отметил, что обиженный человек всегда (вновь и вновь) проецирует на свое окружение невротическое требование, упрек: "Почему вы не делаете так, как я хочу?". Подобный негативный перенос закрывает способность видеть свою "испорченную пластинку", сравнить различные, испытанные в прошлом эмоциональные модификации. Обида делает его слепым к тому, что он все время повторяет (проецирует) одно и то же. Укоренившийся стереотип "меня обижают" делает его ригидным (негибким, упорным, неподатливым и т. п.) и не способным к выбору.

Перенос отрицательный. Перенос, при котором знания и умения, приобретенные в одном контексте или при решении одной задачи, приводят к худшему выполнению некоторой другой задачи или в некотором другом контексте.

Заканчивая данную главу, мы с вами сделаем несколько выводов, которые помогут далее в понимании данного материала.

Итак:

  • Обида сковывает внутреннее "Я" человека и блокирует способность к выбору и поисковой деятельности.
  • Стереотип обижаться мешает человеку сравнивать свои эмоциональные реакции и поведение и в последующем делать прогрессивные выводы.
  • Обида зацикливает человека на страдании.
  • Обида блокирует способности оперативной памяти, ответственной за анализ ситуации и принятие решения.
  • У обиженного воображение служит только обиде, он вновь и вновь рисует психотравмы детства, представляя их с такой же силой, как если бы они происходили в данный момент "здесь и сейчас".
  • Обида поглощает целиком способность ощущать.

Литература

  1. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия: Пер. с нем./ Сост., послесл. и коммент. А. А. Гугнина. - М.: Прогресс, 1992. - 569с.
  2. Кондильяк Э. Сочинения: В 3-х т. /Пер с франц. Общ. ред. и примеч. В. М. Богусловского.-М.: Мысль, 1982.-541с. - (философское наследие).

Если эти строки вызвали у вас собственные мысли, вопросы, желание вступить со мной в диалог, пишите мне по адресу a_sarakul@list.ru или звоните по телефону +7-911-166-33-11

18. 01. 2009  А. Саракул



Источник: http://private.peterlink.ru/sarakul/insult.htm
Категория: Статьи, отрывки из книг | Добавил: anna-ostrov (13.04.2009) | Автор: Андрей Саракул
Просмотров: 2364 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Анна М. Островская © 2008 |  
Форма входа
Поиск
ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0