Вторник, 26.11.2024, 17:15

          Междустрочие...    ПСИХОЛОГИЯ И ТВОРЧЕСТВО                                        

ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Конспекты лекций по арт-терапии [23]
Практика и мастер-классы по арт-терапии [12]
Заметки участников арт-терапевтических занятий [2]
Полезные материалы по арт-терапии [2]
 Каталог статей
Главная » Статьи » ТВОРЧЕСТВО И ПСИХОЛОГИЯ: ЛЕКЦИИ, ГРУППА, МК » Конспекты лекций по арт-терапии

Арт-тренинги Анны Островской "ГОРОД" и "НАСТОЛЬНАЯ ИГРА".

Есть у меня два очень интересных авторских арт-тренинга, по которым меня узнают и которые я люблю проводить больше всего. Пожалуйста, если соберетесь использовать этот материал, сошлитесь на источник: вы читаете конспект к циклу арт-тренингов Анны Михайловны Островской «Арт-терапия: теория и практика». Поскольку веду я эти две темы уже очень давно,  накопился опыт и есть, чем поделиться.

Начну с темы «Город».

1.    Участникам тренинга предлагается выбрать из большого числа готовых изображений (почтовых открыток, метафорических карт, фотографий различных городов, пейзажей, людей, животных и т.д.) по 5-7 штук. По принципу «Какие из изображений вас чем-то «зацепили», заинтересовали, привлекли ваше внимание и вызвали эмоции».
2.    Затем участникам предлагается «выстроить район города», то есть разложить выбранные изображения перед собой так, чтобы из них получилась готовая композиция.
3.    После этого с каждым участником мы обсуждаем, чем его привлекло каждое изображение, какое место нашло оно на его композиции, какие ассоциации оно вызывает и какие включает эмоции. По желанию участника он может также получить и ассоциации других членов группы к выбранным им изображениям. Таким образом, первый круг обсуждения строится вокруг каждого отдельного «района города».
4.    Затем после короткого перерыва участникам предлагается «построить город» из тех открыток, которые каждый выбрал для себя. Это может быть довольно долгий процесс, в течение которого каждый участник проявит свои стереотипы поведения в коллективе. Кто-то будет руководить «стройкой», кто-то заботиться об эстетической стороне вопроса, кто-то долго будет искать место своим изображениям среди чужих, кто-то будет соглашаться с мнением большинства, а кто-то, наоборот, протестовать. В этом обсуждении будет очень много интересных мелочей, которые затем будут обсуждаться в общем кругу.

Этот тренинг выявляет множество нюансов в общении людей между собой. Но у него есть также и сплачивающий эффект, поэтому «Город» можно использовать как командообразующую игру, но обязательно под руководством тренера, который умеет справляться с ситуациями агрессии, конкуренции и так далее. В «Город» любят играть и дети. Интенсивность общения и эффективность тренинга зависят, конечно, не только от тренера, но и от участников каждой конкретной группы. В малых группах процесс идет не так, как в больших. В детских группах совершенно иначе, чем во взрослых.

Если хотите научиться множеству секретов управления этим процессом, приходите на мои семинары. Построим город и  всё обсудим. Вот лишь некоторые нюансы, на которые тренеру нужно обращать внимание:

1.    Все ли выбранные изображения участвуют в общей стройке? Бывает, что кто-то из участников не выкладывает все или несколько своих изображений в «общий котел». Стоит обсудить, почему он так решил. Ответы могут быть самыми разными. Как правило, в тех изображениях, которые не попали в общий город, всегда кроется нечто очень важное для участника.
2.    Кто руководит стройкой, кто соглашается, а кто протестует. Кто ускоряет общий процесс, а кто затягивает его.
3.    Чьи изображения оказываются в центре, чьи на периферии, по каким причинам так получается. Бывают ситуации, когда кто-то из участников категорически не хочет выкладывать свои изображения рядом с изображениями другого конкретного участника. Может возникнуть удобный повод для безопасного обсуждения накопившейся агрессии.
4.    Каждый участник для себя по-разному определяет, где у получившегося города левая часть и где правая. Обсудив, какие символы, цвета, ассоциации оказались с правой и с левой стороны, можно многое понять о каждом строителе общего города. Об этом у меня есть отдельные семинары, приходите.
5.    Каждый участник в процессе общего строительства испытывает гамму эмоций. И у каждого они свои. Обязательно нужно обсудить их и увидеть, что все реагируют на этот процесс совершенно по-разному.

Вторая тема, которую я обычно даю в цикле следующей после «Города», называется «Настольная игра». Это тоже групповой командообразующий тренинг. Но если в «Городе» мы работаем с метафорой внутреннего мира человека и с его умением вписываться в коллектив, то в настольной игре проявляется жизненный путь человека, жизненные сценарии, устремления, цели, мечты – то есть дороги, по которым он движется по жизни. Таким образом, в настольной игре добавляется больше движения, и проявляются другие стереотипы поведения участников. Бывает очень интересно дать в течение одного дня обе темы, тогда к концу дня  у участников появляется целостность восприятия себя в мире и своего личного пути среди людей.

Идея тренинга «Настольная игра» мною была почерпнута из замечательных игровых тренингов Андрея Чечика. Я доработала процесс создания игры и процесс ее обсуждения, и теперь этот тренинг стал моим любимым. С удовольствием приглашаю вас поучаствовать в этом увлекательном творческом занятии.

IMG_9836
1. Чтобы сыграть в настольную игру, сначала её необходимо создать. Каждый участник будет создавать свою часть  игрового поля игры-«бродилки». Перед тем, как что-то начать рисовать, необходимо сложить из отдельных листов общее поле, обсудить и продумать, где будет старт, где финиш, как будут осуществляться переходы с одного листа на другой.
2. Затем участники должны выработать ряд общих правил. Например, если до финиша осталось три шага, а на кубике выпало шесть точек, то должен ли ходящий сделать три шага вперед и затем три назад или он выигрывает, попадая на финиш. Будут ли какие-то общие обозначения на всех частях карты. Оговаривается число переходов вперед и назад, число шагов, которое должно попасть на каждый фрагмент общего поля, и так далее.
3. Затем участникам дается время на создание поля, не менее часа. В разных группах этот процесс идет совершенно по-разному. В одних группах участники работают молча, каждый над своей частью поля. В других группах создается общее пространство, общая карта, и идет постоянный процесс обсуждения. Можно разнообразить игру введением карточек с заданиями, можно добавить элемент неожиданности – испытание «Кот в мешке» (набор различных каверзных заданий), которое может быть заранее подготовлено ведущим или создано самими участниками. Нюансы каждой игры складываются прямо на тренинге, и предугадать, какие особенности внесут участники в игровой процесс, заранее невозможно. Ведущему стоит вмешиваться лишь по острой необходимости, наблюдать за происходящим.
4. После завершения создания поля, с участниками нужно обсудить, каким оказался для них этот процесс, что было легко, что трудно. Каждому нужно предложить выбрать себе фишку, для этого удобно использовать мелкие игрушки вроде «Киндер-сюрприза». Выбор фишки тоже можно обсудить: что за персонажа каждый выбрал себе и почему именно его.
5. После небольшого перерыва участникам предлагается сыграть в созданную ими игру. В зависимости от времени, отведенного на тренинг, игра может быть пройдена дважды. Победитель должен получить небольшой, но приятный приз. Желательно, чтобы в процессе игры были предусмотрены какие-то небольшие призы, которые можно получить уже в пути, еще не достигнув финиша. Ведь от жизни мы получаем подарки порой в самый неожиданный момент. Ведущий внимательно наблюдает за процессом игры. Игра увлекает, включается азарт, и из-за занавеса защитных механизмов может выглянуть много интересных черт участников. Проявляются эмоции, становятся видны стереотипы поведения. Но самое интересное то, что процесс прохождения каждого участка игрового поля обязательно несет отпечаток реальной жизни того, кто этот фрагмент поля нарисовал. Где-то будет стремительное движение вперед, а где-то бесконечное зацикливание и постоянные возвраты назад. Где-то будет много точек «стоп», петель, коварных заданий, а где-то множество призов и весёлых ситуаций. Случайностей в этом процессе не бывает.
6. После окончания игры все эти мелочи, замеченные в процессе, становятся предметом обсуждения в кругу. Как правило, за каждой мелочью скрыто очень многое, и если в группе сложилось доверие, то из обсуждения каждый для себя вынесет много полезного.
7. Затем каждый участник забирает себе свою часть поля, кладет ее перед собой, и мы смотрим, что оказалось на их рисунке слева, а что справа. Какие символы попали на рисунок, что хотелось бы доделать или переделать. Если есть время, то каждый участник может доработать свою часть карты, внести изменения и дополнения. И, возможно, останется время сыграть уже в обновленный вариант игры.

«Настольная игра» может объединять маленьких и больших участников – дети рисуют игры и играют в них еще с большим удовольствием, чем взрослые. Если хотите не только поиграть, но и научиться использовать подобные игры в процессе психотерапии, то жду вас на семинарах. Приходите, сыграем!

Анна М. Островская, арт-терапевт, тренер ПЦ «Аврора», психолог психоаналитической ориентации.
Предварительная запись ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Психоаналитический центр "Аврора":
+7 (812) 970-70-86
+7 (812) 230-42-86

Категория: Конспекты лекций по арт-терапии | Добавил: Аня (24.11.2014) | Автор: Анна М. Островская
Просмотров: 1018 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Анна М. Островская © 2008 |  
Форма входа
Поиск
ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0