Уважаемые
участники творческой группы, здесь представлен краткий конспект ко второму
занятию.
(С) Анна М. Островская:
Проективные методики в психодиагностике vs арт-терапия
Название типа
методик
|
Описание
|
Примеры
|
Примечания
|
Методики структурирования
|
Испытуемому дается
неструктурированный материал, которому он придает свой собственный
субъективный смысл.
|
Тест Роршаха
|
В арт-терапии родственно:
использование открыток с репродукциями абстрактных картин, сюрреалистических
и т.д.
|
Конструктивные методики
|
Создание и интерпретация
целого из оформленных деталей.
|
Использование кубиков,
игрушек.
Тест Мира.
|
Тест Мира предполагает
строгий набор фигур. Можно использовать в арт-терапии аналог - например, с
игрушками из Киндер-Сюрприза, песочницу.
|
Методики истолкования (интерпретативные)
|
Необходимо истолковать
ситуацию или событие, которые допускают различные варианты объяснения.
|
Тематический аппертивный
тест (ТАТ) - по 10-ти картинкам, на которых изображены различные ситуации.
Придумать историю и изложить в письменной форме.
|
В арт-терапии родственны интерпретации
сказок. Сюда же можно отнести обсуждение и интерпретацию фильмов, стихов,
музыкальных произведений, сюжетов картин и др.
|
Аддитивные тесты (методики
добавления)
|
Испытуемый должен дополнить
представленный материал.
|
Незаконченные предложения.
Некоторые специалисты сюда относят ассоциативный тест Карла Юнга.
|
В арт-терапии родственны
упражнения «Закончи сказку», «Допиши стихотворение», «Дорисуй рисунок» и др.
|
Экспрессивные методики
(большой класс методик, изучающих продукты изобразительной деятельности)
|
Хорошо помогают не только
получить результат для анализа, но и отреагировать эмоции.
|
10 основных рисуночных
тестов (дом, дерево, человек, автопортрет, несуществующее животное,
кинестетический рисунок семьи, рисунок женщины и мужчины, свободный рисунок,
тест дом-дерево-человек)
|
Маски, куклы и др. в
арт-терапии - родственны этому типу.
|
Импрессивные методики
(методики предпочтения)
|
Расположение символов в
порядке убывания их привлекательности.
|
Тест Люшера.
|
Открытки, например, тоже
можно раскладывать в порядке убывания их привлекательности.
|
Методики изучения
непроизвольных движений
|
Изучают речь, движения,
жесты, почерк и др.
|
Изучают речь, движения,
жесты, почерк и др.
|
В арт-терапии всё это
обязательно учитывается и анализируется психотерапевтом, не обязательно
должно быть озвучено.
|
Катартические методики
|
Методики отреагирования.
|
Психодрама, проективная
драма.
|
Часто используются в
тренингах, в психологии управления - с целью формирования команды. В СПб
такие тренинги хорошо дает А.А.Чечик. Процессуальная сказкотерапия родственна
этому типу методик.
|
Диалогические методики
|
Не относятся только к
проективным, являются промежуточным типом.
|
Вербальные (беседа,
интервью), невер-бальные (игра с ребенком, деловая игра)
|
В арт-терапии родственна
сказкотерапия (по кругу).
|
Рисунок в арт-терапии
Авторы наиболее часто используемых методик:
ü
Нарисуй человека - К.Маховер
ü
Рисунок семьи - В.Вульф и другие
ü
Дом-дерево-человек - Дж.Бук
ü
Тест дерева - К.Кох
ü
Автопортрет - Р.Бернс
И др.
Необходимо отмечать:
ü
Реплики художника
ü
Последовательность рисования частей
ü
Сила нажима на карандаш, экспрессию и точность
мазков краски и др.
ü
Абсолютные и относительные размеры фигур и их
частей
ü
Расположение рисунка на листе бумаги (по
отношению к центру - ниже/выше, правее/левее), отметить если какая-то часть
листа осталась незаполненной
ü
Качество линий (хотя тут я бы поспорила: у
художников линии точнее просто благодаря образованию, например)
ü
Последовательность цветов
ü
Положение рук при рисовании
ü
Фронтальный или профильный угол зрения
ü
Изображение одежды и других деталей
ü
Наличие фона, линии основания
ü
Отсутствие частей тела, здания и др.
ü
Диспропорции
ü
Штриховка
ü
Количество деталей
ü
Исправления и др.
Хорошая книга: Грегг М. Ферс «Тайный мир рисунка»/Перевод с
англ. СПб, 2000
Цитата оттуда:
«Рисунок позволяет нам проследить «путешествие» души и
определить её состояние в момент создания рисунка. Смысл заключается не в том,
чтобы достоверно расшифровать то, что заключено в рисунке, чтобы предсказать
будущее автора, а скорее в том, чтобы четко сформулировать вопросы о том, что
сообщает этот рисунок».
Возможные техники использования рисунка в бизнес-тренингах
(по книгам Трусь, Колошиной - см. список литературы, и др.):
ü
Рисунок по кругу
ü
Рисунок на заданную тему
ü
Я в группе
ü
Я в команде
ü
Моя группа
ü
Почта
ü
Диалог рисунками
ü
Рисование стихов, музыки
ü
Нарисуй настроение
ü
Герб фирмы (семьи, свой собственный и др.)
ü
Нарисуй сон
ü
Нарисуй фантазию и др.
Коллаж - от collage
- наклеивание. Техника состоит в наклеивании на бумажную основу картинок и
надписей, вырезанных участниками из журналов и газет.
Литература на эту
тему:
- Дилео, Джон. ДЕТСКИЙ РИСУНОК: Диагностика и
интерпретация / Пер. с англ. Е.Фатюшиной. - 2-е изд., испр. - М.: Апрель
Пресс, Психотерапия, 2007.
- Арт-терапия женских проблем / Под ред. А.И.
Копытина. - М.: Когито-Центр, 2010.
- Колошина Т.Ю., Трусь А.А. Арт-терапевтические
техники в тренинге: характеристики и использование. Практическое пособие
для тренера. - СПб.: Речь, 2010.
- Беллак Л., Эбт Л. И др. Проективная психология:
Пер. с англ. - 2-е изд., сокр., испр. - М.: Психотерапия, 2010.
- Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по
детско-подростковой и семейной арт-терапии. - СПб.: Речь, 2010.
Для построения таблицы использовался конспект ВЕИП по
психодиагностике, лектор А.В.Тютюник, и другие конспекты лекций ВЕИП. |