Суббота, 23.11.2024, 08:04

          Междустрочие...    ПСИХОЛОГИЯ И ТВОРЧЕСТВО                                        

ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Конспекты лекций по арт-терапии [23]
Практика и мастер-классы по арт-терапии [12]
Заметки участников арт-терапевтических занятий [2]
Полезные материалы по арт-терапии [2]
 Каталог статей
Главная » Статьи » ТВОРЧЕСТВО И ПСИХОЛОГИЯ: ЛЕКЦИИ, ГРУППА, МК » Конспекты лекций по арт-терапии

Арт-терапия vs проективная психодиагностика

Уважаемые участники творческой группы, здесь представлен краткий конспект ко второму занятию.
(С) Анна М. Островская
:

 

Проективные методики в психодиагностике vs арт-терапия

 

Название типа методик

Описание

Примеры

Примечания

Методики структурирования

Испытуемому дается неструктурированный материал, которому он придает свой собственный субъективный смысл.

Тест Роршаха

В арт-терапии родственно: использование открыток с репродукциями абстрактных картин, сюрреалистических и т.д.

Конструктивные методики

Создание и интерпретация целого из оформленных деталей.

Использование кубиков, игрушек.

Тест Мира.

Тест Мира предполагает строгий набор фигур. Можно использовать в арт-терапии аналог - например, с игрушками из Киндер-Сюрприза, песочницу.

Методики истолкования (интерпретативные)

Необходимо истолковать ситуацию или событие, которые допускают различные варианты объяснения.

Тематический аппертивный тест (ТАТ) - по 10-ти картинкам, на которых изображены различные ситуации. Придумать историю и изложить в письменной форме.

В арт-терапии родственны интерпретации сказок. Сюда же можно отнести обсуждение и интерпретацию фильмов, стихов, музыкальных произведений, сюжетов картин и др.

Аддитивные тесты (методики добавления)

Испытуемый должен дополнить представленный материал.

Незаконченные предложения. Некоторые специалисты сюда относят ассоциативный тест Карла  Юнга.

В арт-терапии родственны упражнения «Закончи сказку», «Допиши стихотворение», «Дорисуй рисунок» и др.

Экспрессивные методики (большой класс методик, изучающих продукты изобразительной деятельности)

Хорошо помогают не только получить результат для анализа, но и отреагировать эмоции.

10 основных рисуночных тестов (дом, дерево, человек, автопортрет, несуществующее животное, кинестетический рисунок семьи, рисунок женщины и мужчины, свободный рисунок, тест дом-дерево-человек)

 

Маски, куклы и др. в арт-терапии - родственны этому типу.

Импрессивные методики (методики предпочтения)

Расположение символов в порядке убывания их привлекательности.

Тест Люшера.

Открытки, например, тоже можно раскладывать в порядке убывания их привлекательности.

Методики изучения непроизвольных движений

Изучают речь, движения, жесты, почерк и др.

Изучают речь, движения, жесты, почерк и др.

В арт-терапии всё это обязательно учитывается и анализируется психотерапевтом, не обязательно должно быть озвучено.

Катартические методики

Методики отреагирования.

Психодрама, проективная драма.

Часто используются в тренингах, в психологии управления - с целью формирования команды. В СПб такие тренинги хорошо дает А.А.Чечик. Процессуальная сказкотерапия родственна этому типу методик.

Диалогические методики

Не относятся только к проективным, являются промежуточным типом.

Вербальные (беседа, интервью), невер-бальные (игра с ребенком, деловая игра)

В арт-терапии родственна сказкотерапия (по кругу).

 

Рисунок в арт-терапии

 

Авторы наиболее часто используемых методик:

ü      Нарисуй человека - К.Маховер

ü      Рисунок семьи - В.Вульф и другие

ü      Дом-дерево-человек - Дж.Бук

ü      Тест дерева - К.Кох

ü      Автопортрет - Р.Бернс

И др.

 

Необходимо отмечать:

ü      Реплики художника

ü      Последовательность рисования частей

ü      Сила нажима на карандаш, экспрессию и точность мазков краски и др.

ü      Абсолютные и относительные размеры фигур и их частей

ü      Расположение рисунка на листе бумаги (по отношению к центру - ниже/выше, правее/левее), отметить если какая-то часть листа осталась незаполненной

ü      Качество линий (хотя тут я бы поспорила: у художников линии точнее просто благодаря образованию, например)

ü      Последовательность цветов

ü      Положение рук при рисовании

ü      Фронтальный или профильный угол зрения

ü      Изображение одежды и других деталей

ü      Наличие фона, линии основания

ü      Отсутствие частей тела, здания и др.

ü      Диспропорции

ü      Штриховка

ü      Количество деталей

ü      Исправления и др.

 

Хорошая книга: Грегг М. Ферс «Тайный мир рисунка»/Перевод с англ. СПб, 2000

Цитата оттуда:

«Рисунок позволяет нам проследить «путешествие» души и определить её состояние в момент создания рисунка. Смысл заключается не в том, чтобы достоверно расшифровать то, что заключено в рисунке, чтобы предсказать будущее автора, а скорее в том, чтобы четко сформулировать вопросы о том, что сообщает этот рисунок».

 

Возможные техники использования рисунка в бизнес-тренингах (по книгам Трусь, Колошиной - см. список литературы, и др.):

ü      Рисунок по кругу

ü      Рисунок на заданную тему

ü      Я в группе

ü      Я в команде

ü      Моя группа

ü      Почта

ü      Диалог рисунками

ü      Рисование стихов, музыки

ü      Нарисуй настроение

ü      Герб фирмы (семьи, свой собственный и др.)

ü      Нарисуй сон

ü      Нарисуй фантазию и др.

 

Коллаж - от collage - наклеивание. Техника состоит в наклеивании на бумажную основу картинок и надписей, вырезанных участниками из журналов и газет.

 

Литература на эту тему:

  1. Дилео, Джон. ДЕТСКИЙ РИСУНОК: Диагностика и интерпретация / Пер. с англ. Е.Фатюшиной. - 2-е изд., испр. - М.: Апрель Пресс, Психотерапия, 2007.
  2. Арт-терапия женских проблем / Под ред. А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2010.
  3. Колошина Т.Ю., Трусь А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге: характеристики и использование. Практическое пособие для тренера. - СПб.: Речь, 2010.
  4. Беллак Л., Эбт Л. И др. Проективная психология: Пер. с англ. - 2-е изд., сокр., испр. - М.: Психотерапия, 2010.
  5. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. - СПб.: Речь, 2010.

 

Для построения таблицы использовался конспект ВЕИП по психодиагностике, лектор А.В.Тютюник, и другие конспекты лекций ВЕИП.

Категория: Конспекты лекций по арт-терапии | Добавил: anna-ostrov (17.11.2011)
Просмотров: 3637 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Анна М. Островская © 2008 |  
Форма входа
Поиск
ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ
Статистика

Онлайн всего: 34
Гостей: 34
Пользователей: 0