Возраст, стадия развития (Фрейд/Эриксон) |
Ритуал |
Важнейшие объекты отношений |
Результат развития |
Положительный полюс |
Отрицательный полюс |
1 стадия: 0-1 год
Оральная стадия/ базовое доверие - недоверие |
Взаимность |
Мать |
Доверие или недоверие к миру и к себе.
Первые защиты: проекция, интроекция.
Имя, начало биографии.
|
Базовое доверие: взаимная любовь и признание родителей, привязанность, удовлетворение потребностей ребенка. Признаки: глубокий спок.сон, легкое кормление, общ.ненапряженность органов ребенка, нет гипертонуса. Шпиц: это возможно при выполнении 2 условий: мать готоа к материнству и ребенок нормален, полноценен. |
Недоверие к себе и к людям, к миру. Игнорирование ребенка, пренебрежение его потребностями. Слишком раннее или резкое отлучение от груди. Эмоциональная изоляция. |
2 стадия: 1-3 года
Анальная стадия/ автономия - стыд, сомнение |
Различение добра и зла |
Родители |
Формируется воля и стремление к самост.принятию решений. Работают модусы удержания и отпускания: затем -информации, эмоций, людей, денег, знаний и т.д. Обнаруживает, что есть спина. |
Поощряющий контроль и поддержка формируют у ребенка уверенность в себе. Ребенок самостоятелен, но еще зависит от родителей. |
Сомнение в себе, гипертрофированное чувство стыда. Ребенок чувствует свою неприспособленность, сомневается в св.способностях. Слабо развита речь, отстают двигательные навыки. Появляется замкнутость. Может вырасти человек истерического самоограничения или, наоборот, асоциальный - с желанием ослепить весь мир. |
3 стадия: 3-6 лет
Фаллическая стадия/ инициатива - вина |
Ритуал проигрывания ролей (появляется своя реф.группа или нет) |
Братья, сестры |
Действует модус вторжения. Познание мира, воображение, больше свободы, настойчивость, спектр целей. |
Формируется инициатива. Активность: живое воображение, изучение окр.мира, включение в полоролевое поведение. Эдипов комплекс порождает чувство вины. Появляется Супер-Эго. Авторитетный стиль воспитания ведет к успеху в прохождении эд.к. |
Пассивность, гипертрофированная вина. Отсутствие инициативы, инфант.чувство зависти к др.детям, подавленность, отсутствие признаков полоролевого поведения. |
4 стадия: 6-12(13) лет
Латент/ компетентность - недостаточность (или трудолюбие - чувство неполноценности) |
Совершенство исполнения |
Школа (латентная группа), учителя |
Практика, умелость. Овладевает символами культуры. Сублимация в деятельность плюс фантазии. Процесс консолидации Эго. |
При поощрении успехов и ситуации успешности в начальных классах, ребенок вырастает трудолюбивым. Появляется выраженное чувство долга, стремление к достижениям. Развиваются коммуникативные умения. Ставит и решает реальные цели, фантазия и игры активны. |
Чувство неполноценности: слабо развитые трудовые навыки, избегание сложных задач, соревновательности. Острое чувство неполноценности, конформность, рабское поведение, чувство тщетности прилагаемых усилий. |
5 стадия: 13-21(23)
Пубертат/ идентичность - смешение ролей |
Идеологический ритуал |
Группа сверстников |
Физ.рост и пол.созревание, озабоченность как выглядит в глазах других,
поиск профес.призвания. Возврат к конфликтам предыдущих стадий - шанс их пройти успешно |
Формирование половой идентичности, социальной идентичности. Жизненное самоопределение: развитие временной перспективы: каким и кем хочу быть? Активный поиск себя, экспериментирование в разных ролях. Четкая гендерная поляризация. Лидерство в группах сверстников, и при необходимости подчинение им. |
Путаница ролей: смещение и смешение временных перспектив, мысли о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознание - гипертрофирована, в ущерб другим интересам. Полоролевая фиксация. Смешение норм полоролевого поведения. |
6 стадия: до 25-30 лет Генетальная/ интимность- изоляция |
- |
|
Формируется верность. Формируется круг друзей и появляется семья. |
Формируется близость, интимность - способность к душевной теплоте, пониманию, доверию. Качественные социальные контакты. Привязанность и общность с другими. |
Изоляция, страх утраты своего Я, боязнь быть поглощенным, обесценивание семьи. |
7 стадия: до 64 лет (Воспроизводство)/ созидательность-застой |
- |
Дети, семья |
Разрешается противоречие между способностью к развитию и медленным регрессом личности |
Генеративность: целеустремленность, продуктивность. Передача опыта: преподавание, психотерапия, помощь молодежи, реализация в творчестве, теплые отношения с детьми, внуками |
Стагнация: псевдоинтимность, личностная пустота, бессмысленность жизни, активная забота только о себе, регрессия. |
8 стадия: (Зрелость)/ Интеграция Эго-отчаяние |
- |
Принадлежность поколению, человечеству |
|
Нет страха смерти, нет сожаления о прошедшей жизни, нет агрессии к молодежи, благодарны родителям. |
Депрессия, агрессия и зависть к молодежи, неудовлетворенность жизнью, страх смерти. |
Составитель: Анна М. Островская
Для составления таблицы использовались следующие материалы:
Конспекты лекций ВЕИП: Муханова Н.А. (Эго-психология, возрастная психология), Щеголев А.А. (неврозология)
Гуманистический психоанализ, Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен
Детство и общество, Эрик Эриксон
(С) При использовании материала ссылка на автора и на сайт обязательна:
МЕЖДУСТРОЧИЕ... Авторский проект Анны М. Островской
|