Воскресенье, 11.04.2021, 07:32

          Междустрочие...    ПСИХОЛОГИЯ И ТВОРЧЕСТВО                                        

ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Конспекты лекций по арт-терапии [23]
Практика и мастер-классы по арт-терапии [12]
Заметки участников арт-терапевтических занятий [2]
Полезные материалы по арт-терапии [2]
 Каталог статей
Главная » Статьи » ТВОРЧЕСТВО И ПСИХОЛОГИЯ: ЛЕКЦИИ, ГРУППА, МК » Конспекты лекций по арт-терапии

Лекция № 1. Часть 3. Версии о природе творчества

Точка зрения третья, экзистенциальная.

Ролло Мэй. Мужество творить. Творчество как встреча.

«Восприятие музыки, живописи и других произведений искусства -

такой же творческий акт, как и их создание»

Ролло Мэй

 

Ролло Мэй — известный американский экзистенциальный психолог. В своих произведениях Мэй подверг тщательному рассмотрению основные проблемы человеческой экзистенции: добро и зло, свободу, ответственность и судьбу, творчество, вину и тревогу, любовь и насилие. [6] Творчество он считал одной из разновидностей мужества, вызовом конечности человеческого бытия.

Мэй писал о том, что «процесс творчества необходимо рассматривать не как результат болезни, а как признак полного эмоционального здоровья, как проявление самореализации нормальных людей» [10].

Творческий акт Мэй считал встречей - Встречей творческого человека с миром. На понятии встречи он основывает разграничение между талантом и творчеством. «Талант может быть отнесен к явлениям психофизиологическим и рассматриваться как нечто, «данное» человеку. Человек может обладать талантом независимо от того, использует он его или нет; талант как таковой, вероятно, может быть дан и «никчемному» человеку. Однако творчество проявляется только в деятельности» [10]. То есть творчество без встречи истинным быть не может. Попытки создания произведения искусства без встречи Мэй называет «невротическим искусством». И подчеркнул, что границу между «невротическим» и «здоровым» творчеством объективно провести нельзя.

В своей книге «Мужество творить» Ролло Мэй ссылается на Александра Блока, который утверждал, что «покой и воля» «поэтам необходимы, чтобы они могли достигнуть гармонии». Он считал внутреннюю успокоенность, творческую волю - необходимым условием для создания подлинного произведения искусства. Не внешний покой, а именно внутреннее умение собираться с мыслями, быть открытым к встрече.

По мнению Мэя, «творческие личности отличаются от всех других тем, что умеют жить со страхом, хотя расплачиваются за это дорогой ценой: отсутствием чувства безопасности, ранимостью и беззащитностью перед собственным «божественным безумием»   [10].

«Эти люди не избегают небытия, открыто вступают с ним в схватку, заставляя его преобразовываться в бытие. Они стучатся в тишину, чтобы им ответила музыка, преследуют пустоту до тех пор, пока не вынудят её обрести смысл» [10].

Как тут ни вспомнить знаменитое стихотворение Микеланджело Буонаротти:

 

Творенье может пережить творца:

Творец уйдет, природой побежденный,

Однако образ, им запечатленный,

Веками будет согревать сердца.    /перевод Е.Солоновича/
 
Я словно б мертв, но миру в утешенье

Я тысячами душ живу в сердцах

Всех любящих, и, значит, я не прах,

И смертное меня не тронет тленье.   /перевод А.Эфроса/
 

Ролло Мэй считал воображение и искусство - не приятным дополнением к человеческой деятельности, а одной из основных движущих сил общества, источником человеческого опыта. Он задумался над вопросом: «Что если логика и наука происходят от тех или иных форм искусства и к тому же зависят от них, а не искусство украшает наш труд, опираясь на науку и логику?» [10].

Те же вопросы он отнес и к психотерапии как виду искусства. «Является ли психотерапия той разновидностью искусства, которая «обманывает», или же той, которая даёт жизнь новому бытию?» [10].

Мэй считал, что творчество на протяжении тысячетелий помогало человеку справляться с хаосом собственных страхов, примириться с конечностью собственного бытия, найти своё продолжение в произведениях искусства. «Творческий процесс можно считать выражением желания формы. Он представляет собой способ борьбы против дезинтеграции - борьбы за то, чтобы вызвать к существованию новое бытие, приводящее к гармонии и интеграции» [10].

 

Существует великое множество версий о природе творчества, невозможно охватить их все. Каждая из версий - не догма, не прописная истина, а повод для размышления. Повод  задуматься о возможности творческого подхода к собственной жизни.

К некоторым точкам зрения на природу творчества, таланта, вдохновения мы ещё вернемся в следующей лекции, которая будет посвящена связи творческих способностей человека с развитием правого полушария головного мозга.

А сегодняшнюю лекцию хочу закончить своим стихотворением и своей точкой зрения на творческий процесс.
 

Стихи чужие и свои читаю,
И слышу сердцем голос между строк...
Необъяснимое, минуя слово,
Стучится в душу, сердце теребит...
И в символической тиши блуждая,
С собой наедине не одинок
Тот человек, которому знакомо
Пространство рифм, оно к себе манит...
Оно зовёт услышать и запомнить
Всё то, что в паузах молчащих
Звенит порою громче, чем слова...
Всё то, что от душе к душе стремится...
И хочется себя невиданного вспомнить,
Понять не понятое раньше,
И уловить мелькнувшее едва
Виденье важное, вспорхнувшее как птица...
Увидеть между строк себя живого,
И в звонких рифмах отразиться снова...

 

© Copyright: Анна Островская, 2008

 

 

            Мне близка точка зрения о том, что творчество не надо анализировать. Всё самое важное в стихах - в междустрочии, в паузах между словами. Читая стихотворение, мы воспринимаем не только слова, ритм, рифму, мы ощущаем междустрочие, чувствуем его шестым чувством. И пытаться описать это ощущение, а тем более проанализировать его, - по-моему, занятие бесполезное. В этих попытках бессознательное содержание стихотворения будет утрачено, оно вспорхнет и улетит, неуловимо исчезнет… Творчеством нужно наслаждаться, проживать его, ощущать. Позволить себе окунуться в него, как в океан, и купаться в нём. Представьте себе, что купаетесь в океане. Нужны ли вам слова и подробный анализ того, как обнимает и качает вас волна, как сияют блики на поверхности воды, как кричат вдали чайки?.. Это нужно ощутить, а описать словами - не возможно.

            Позволив себе быть открытыми к целительному воздействию искусства, мы можем ощутить на себе его мощное влияние, можем почувствовать перемену в себе, прилив сил, в том числе и на физическом уровне. Раскладывая творчество на отдельные молекулы, мы теряем эту возможность. Рифмы не нужно анализировать, в них нужно раствориться. Только тогда вдохновенное междустрочие будет способно исцелить раненую душу и чуткое сердце.

 

            Список использованной литературы:

1. «УРОВНИ ТВОРЧЕСТВА или РОЖДЕНИЕ НОВИЗНЫ», Марат Гафитулин

     http://www.trizminsk.org/e/23201.htm 

2. «Поэт и фантазирование», З.Фрейд

3. «Искусство и психоанализ», Л.С.Выготский

4. «Леонардо да Винчи. Воспоминание детства» З.Фрейд

5. «Бред и сны в «Градиве» Йенсена» З.Фрейд

6. Википедия. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org

7. "Психология и литература" Карл Густав Юнг

8. Яндекс-словарь: энциклопедия эзотеризма. http://slovari.yandex.ru/

    http://slovari.yandex.ru/dict/esoterism/article/eso/eso-0465.htm

9. "Об отношении аналитической психологии к поэзии" Карл Густав Юнг

10. «Мужество творить» Ролло Мэй

 

© Анна Островская, 11-2008

Категория: Конспекты лекций по арт-терапии | Добавил: anna-ostrov (23.12.2008) | Автор: Анна М. Островская
Просмотров: 2597 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Анна М. Островская © 2008 |  
Форма входа
Поиск
ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0