Пятница, 14.05.2021, 00:11

          Междустрочие...    ПСИХОЛОГИЯ И ТВОРЧЕСТВО                                        

ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Конспекты лекций по арт-терапии [23]
Практика и мастер-классы по арт-терапии [12]
Заметки участников арт-терапевтических занятий [2]
Полезные материалы по арт-терапии [2]
 Каталог статей
Главная » Статьи » ТВОРЧЕСТВО И ПСИХОЛОГИЯ: ЛЕКЦИИ, ГРУППА, МК » Конспекты лекций по арт-терапии

Лекция № 1. Часть 1. Версии о природе творчества

Творчество и психология. Версии о природе творчества

 

«Чтобы иметь основания для творчества, нужно, чтобы сама жизнь ваша была содержательна»
Ибсен Г.

 


«Каждое художественное произведение принадлежит своему времени, своему народу, своей среде»
Гегель Г.Ф.

Творчество на протяжении мировой истории являлось не только постоянной составляющей человеческой жизни, но и предметом исследования многих наук. Вот три определения этого понятия:

 

«Творчество

— деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающая общественной значимостью. (Большая советская энциклопедия, т.42, М., 1956., с.54)

Творчество

— это один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, а также прогрессивностью. (В.И.Андреев. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Изд. Казанского университета. 1988г., с.50)

Творчество

— деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей".(Психология. Словарь.— М.: Политиздат. 1990., с.393)» [1].

 

            В этой лекции я остановлюсь на нескольких взглядах на природу творчества и на вопрос о том, можно ли исследовать, анализировать результаты творчества или их следует постигать интуитивно, не подвергая логической переработке.

 

 

Точка зрения первая - психоаналитическая. Зигмунд Фрейд.

Сублимация. Творчество как психотерапия для автора. Психоанализ творчества

 

«… никогда не фантазирует счастливый, а только неудовлетворенный»

З.Фрейд

 

            Родоначальник психоанализа Зигмунд Фрейд сам был безусловно талантливым и очень творческим человеком. Его литературный труды читаются легко и интересно, как хорошие детективные романы. Фрейд был блестяще образованным человеком, энциклопедистом, знатоком мировой литературы. Кроме того, в его доме была обширная коллекция антиквариата - предметы искусства были для него предметом восхищения.

            В психоаналитической теории, созданной на рубеже 19-20 веков, есть своя версия о природе творчества, таланта, гениальности. Если вы хотите узнать об этом более подробно, вот несколько произведений Фрейда, заслуживающих вашего внимания:

«Леонардо да Винчи. Воспоминание детства»

«Художник и фантазирование»

«Достоевский и отцеубийство»

«Моисей» Микеланджело»

«Бред и сны в «Градиве» Йенсена» и др.

 

Фрейд считал возможным и полезным анализировать не только произведения искусства, но и личности их создателей. В своих произведениях он анализирует не только творчество Достоевского, Микеланджело, да Винчи и других, но и их семейную историю, характерологические особенности, пытается раскрыть природу их таланта - объяснить её с психоаналитической точки  зрения. Фрейд был не согласен с тем, что вопросы психиатрии и психологии не могут стать объектом художественного творчества - литературы, поэзии, живописи. Он считал, что грань между болезненным и нормальным состоянием человеческой души - условна. Поэта он сравнивал с невротиком, и считал, что механизм образования невроза и произведения искусства - во многом похожи. Можно сказать, что произведение искусства Фрейд сравнивал с симптомом. А способность к творчеству рассматривал как сублимацию - защитный механизм человеческой психики. Фактически, из его рассуждений можно сделать вывод, что произведения искусства являются защитой их автора от тяжелого психического расстройства.

К этим выводам Фрейд приходит, руководствуясь своей теорией о детской сексуальности. Он считал, что исследовательский талант родом из детской сексуальной любознательности. Искусство же в понимании Фрейда заняло некую промежуточную позицию между неврозом и сновидением. Он считал, что «поэт делает то же, что и играющее дитя, он создает мир, к которому относится очень серьезно, то есть вносит много увлечения, в то же время резко отделяя его от действительности» [2]. По мнению Фрейда фантазировать может только неудовлетворенный человек, побудительным мотивом для фантазии он считал именно неудовлетворенные желания. И таким образом, художественное произведение для автора - это способ удовлетворить те желания, которые прямым способом осуществить невозможно.

Механизм формирования невротического расстройства Фрейд трактовал также. Невротический симптом для него - не что иное, как болезненный способ психики удовлетворить то желание, которое невозможно осуществить прямо. На этом основании Фрейд постоянно сравнивает людей искусства с невротиками, подчеркивая при этом, что сублимация спасает художников, поэтов, музыкантов и других творческих людей от формирования болезненных симптомов - физических и душевных. «Искусство оказывается чем-то вроде терапевтического лечения для художника и для зрителя - средством уладить конфликт с бессознательным, не впадая в невроз» [3].

Фрейд в своих работах подчеркивал также и то, что личность творца, история его воспитания, развития, семейные традиции сильно влияют на результат его творчества. В книге «Леонардо да Винчи. Воспоминание детства» Фрейд подробно анализировал детство великого Леонардо, его отношения с матерью и отцом, с мачехой и учениками. Он пришел к выводу, что нежная любовь матери, утраченная в юном возрасте (Леонардо воспитывался отцом и мачехой), нашла отражение во всем его дальнейшем творчестве и в его  многосторонних исследованиях. Именно мать Леонардо Катарина, по мнению Фрейда, загадочно улыбается нам с полотна, имя которому Мона Лиза (Джоконда).

Фрейд указывал также на то, что художник «чувствует себя в отношении своих творений отцом» [4]. Он обратил внимание, что Леонардо обращался со своими полотнами также, как когда-то его отец обращался с ним. «Он создавал свои творения и больше о них не заботился, как его отец не заботился о нём» [4].

В анализ творчества и исследовательского таланта Леонардо да Винчи Фрейд вложил много личного. В судьбе Фрейда и Леонардо много параллелей, и мы не можем считать объективными выводы Фрейда. Но его работа оказалась одной из интересных попыток объяснить природу творчества, одной из версий происхождения творческих способностей человека.

Анализ творчества для самого Фрейда был в первую очередь дорогой к постижению Бессознательного. Он сравнивал работу психоаналитика с работой писателя, с процессом создания художественного произведения: «…мы черпаем из одного и того же источника, обрабатывая один и тот же объект, каждый из нас разными методами» [5]. Фрейд считал, что творческие люди обладают способностью облечь в художественную форму содержание своего Бессознательного, свои вытесненные желания, фантазии, - всё то, что пытается постичь клиент психоаналитика на психоаналитической сессии методом свободных ассоциаций и анализа сновидений.

В книге «Бред и сны в «Градиве» Йенсена» Фрейд пишет: «Наш метод состоит в сознательном наблюдении анормальных психических процессов у других людей, для того чтобы уметь разгадывать и формулировать их законы. Художник, видимо, продвигается иначе; он направляет свое внимание на бессознательное в собственной душе, прислушивается к возможностям его развития и выражает их в художественной форме, вместо того чтобы подавлять средствами осознанной критики. Так он узнает по себе то, чему мы научились у других, – каким законам следует деятельность бессознательного, но он не обязан формулировать эти законы, даже не обязан их четко понимать; благодаря гибкости его интеллекта они содержатся в его творениях в олицетворенном виде. Мы излагаем эти законы, анализируя его поэтические вымыслы, словно открываем их на основе реальных заболеваний, но, видимо, неизбежен вывод: либо оба, художник и врач, равным образом не понимают бессознательного, либо оба понимают его правильно» [5].

Фрейд также писал о том, что любой творческий человек принадлежит определенной стране и эпохе, и это оказывает существенное влияние на его произведения. Мифы и сказки он сравнивает с «вековыми мечтаниями юного человечества» [2].

Точка зрения Фрейда, как и вся его психоаналитическая теория, подвергались и подвергаются разнообразной критике. Но тем не менее, психоанализ художественных произведений и по сей день является отдельной областью исследований и пользуется заслуженной популярностью. А обоснованность многих положений теории успешно подтверждается клинической практикой.

Рассмотрим и другие точки зрения, касающиеся нашей тематики.
 
(С) Анна Островская, 11-2008
 

Список использованной литературы:

1. «УРОВНИ ТВОРЧЕСТВА или РОЖДЕНИЕ НОВИЗНЫ», Марат Гафитулин

     http://www.trizminsk.org/e/23201.htm 

2. «Поэт и фантазирование», З.Фрейд

3. «Искусство и психоанализ», Л.С.Выготский

4. «Леонардо да Винчи. Воспоминание детства» З.Фрейд

5. «Бред и сны в «Градиве» Йенсена» З.Фрейд

6. Википедия. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org

7. "Психология и литература" Карл Густав Юнг

8. Яндекс-словарь: энциклопедия эзотеризма. http://slovari.yandex.ru/

    http://slovari.yandex.ru/dict/esoterism/article/eso/eso-0465.htm

9. "Об отношении аналитической психологии к поэзии" Карл Густав Юнг

10. «Мужество творить» Ролло Мэй

Категория: Конспекты лекций по арт-терапии | Добавил: anna-ostrov (23.12.2008) | Автор: Анна М. Островская
Просмотров: 10487 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 2
0
2 anna-ostrov   [Материал]
Нет. Наоборот. Засчет своей способности к сублимированию, они могут защитить себя от психоза, в той или иной степени.

0
1 SuperEgo(R)   [Материал]
По Фрейду все творческие люди психи что ли? wacko

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Анна М. Островская © 2008 |  
Форма входа
Поиск
ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0