Курсовая работа, 2008-2009 (2 курс): 1.8. "Одиночество в Сети"
1.2.«Одиночество в
Сети»
«Знаешь ли ты, что по убеждению людей
одиночество - наихудший род страданий? И представление это универсально для
всего мира. В Нью-Йорке так же, как и на Новой Гвинее, люди цепенеют от страха
перед одиночеством и покинутостью. Известно ли тебе, что по одному из
древнейших индийских мифов Создатель вызвал мир из небытия только лишь потому,
что чувствовал себя одиноким? Известно ли тебе также, что американские учебники
психиатрии квалифицируют отшельничество как форму психического расстройства?»
Януш Леон Вишневский (12:105)
Роман Януша Леона Вишневского
«Одиночество в сети» три года не выходил из списка бестселлеров, выдержал ряд переизданий,
в том числе с дополнениями по результатам дискуссии с читателями на Интернет-форумах.
Осенью 2006 года по этому роману был выпущен фильм, в первый же месяц проката
поставивший рекорд кассовых сборов, обогнав голливудские новинки.
Чем объяснить такую популярность этой
книги? Думаю, тем, что в ней отражены многие общие тенденции общения в
Интернет. И тем, что история, рассказанная в этой книге, довольно типична. Я
уже упоминала о том, что социальную сеть «Одноклассники» часто называют
причиной волны разводов. Роман Вишневского тоже отражает историю запретной виртуальной
любви, переросшей в «реальную» любовь и завершившуюся очень печально.
Часто на форумах можно встретить мнение о
том, что Интернет-общение - удел одиноких людей, не умеющих или не желающих
выстраивать теплые, душевные отношения в «реале». Для меня это утверждение
сомнительно. На мой взгляд, Интернет-общение в нормальном своем варианте всегда
дополняет повседневное живое общение. Далеко не все, кто общается в Сети,
глубоко одинокие люди. Но мне кажется верным другое утверждение: для одинокого
человека, который по каким-то причинам не может в «реальной» жизни выстроить
теплые отношения с людьми, Сеть может дать шанс построить такие отношения в
виртуальном пространстве. Иногда эти отношения становятся самым ценным, что
человек испытал в своей жизни. Чаще всего человек проецирует на эти отношения
свои фантазии и желания, зачастую игнорируя признаки несоответствующей им
реальности. Иногда это бывает трагично, как, например, в истории главного героя
книги «Одиночество в сети».
Роман Вишневского - об истории отношений
талантливого ученого Якуба и его виртуальной возлюбленной. Для Неё этот виртуальный
роман - возможно, не первый и не последний. Знакомясь с Якубом, Она жалуется на
то, что «всё ещё полна остатками бессмысленной любви», и кого Она имеет в виду
- своего ли мужа, любовника или предыдущего виртуального собеседника, в романе
не уточняется. Якуб включается в диалог и постепенно оказывается вовлечен в романтическую
переписку с замужней женщиной, брак которой вошел в рутинный этап и дал
трещину. Эти отношения оказываются для него целительными после потери
возлюбленной (его любимая недавно трагически погибла). Между героями вспыхивают
чувства, которые буквально на один день становятся реальностью - им удается
встретиться и провести ночь вместе. В конечном итоге роман приходит к
печальному финалу. Героиня выбирает привычную жизнь с мужем, в комфорте, но без
любви. А главный герой приходит к мыслям о самоубийстве.
Роман Вишневского весь выстроен на
диалогах героев, которые они вели с помощью Интернет-коммуникатора ICQ. Несмотря на все недостатки книги, я считаю, что
Вишневскому хорошо удалось показать, насколько сильные чувства могут бушевать в
тексте переписки, насколько пылкая любовь может возникать между строк и, в то
же время, насколько иллюзорен и порой разрушителен мир виртуальной страсти. Как
легко отказалась от этой любви и вернулась к прежней жизни героиня и как близко
к сердцу воспринял всю эту историю Якуб. Он проецировал на свою виртуальную
собеседницу столько собственной нерастраченной любви, вложил в эту иллюзию
столько настоящих чувств, что просто не смог примириться с тем, что реальность
оказалась не соответствующей им. Его чувства оказались нужны ему одному.
Так часто бывает на просторах Интернет,
но то же самое происходит и в мире «реальном». Мы воспринимаем других людей и
наши отношения с ними сквозь призму переноса, привычки, стереотипов, желаний и
надежд. А реальность может оказываться совершенно иной. Просто за счет того,
что в Интернете мы не смотрим собеседнику в глаза, не слышим голос, не ощущаем
запах, экран для проекций оказывается более чист, и фантазия дорисовывает образ
по нашему сознательному и бессознательному велению. Несоответствия бывают забавны,
а бывают и катастрофичны.
Вишневскому удалось подметить и облечь в
литературную форму несколько тонкостей виртуального общения. Вот несколько
цитат из романа, которые, на мой взгляд, хорошо отражают общие тенденции.
«Она
была вызывающей, подумал он. Да, именно так. Женщину, которую встречаешь в
реальной жизни, можно определить как вызывающую по ее внешности, по тому, как
она двигается. Но и в Интернете в некотором смысле действовал точно такой же
механизм.
Вызывающий облик, слишком яркая, не
соответствующая времени дня косметика, демонстративное покачивание бедрами или
чрезмерно глубокое декольте были заменены в Сети преувеличенной
непосредственностью либо провокационными или слишком глубоко нацеленными и
чересчур личными вопросами. Такое поведение очень часто прикрывает
неуверенность, робость, страх, комплексы или простую впечатлительность. В метро
он задумался, не действует ли и у нее этот же самый механизм. Он не смог
сдержать улыбку, вспомнив ее вопрос: "Скажи только, какое у тебя образование".
Потом он поймал себя на том, что ему
хочется, чтобы она была красивая. И в этом смысле виртуальность ничегошеньки не
меняет. Мужчины до того тщеславны, что жаждут, чтобы даже в Интернете с ними
знакомились только красивые женщины. И неважно, что в данном случае красота не
играет никакой роли. Она незрима и потому несущественна. Но мужчины, даже
совершенно случайно выбранные для знакомства, хотят верить и преимущественно свято
верят, что являются настолько исключительными, что привлекают внимание только
красивых женщин. Он представлял себе, как многие из этих мужчин, сидя у своих
компьютеров, втягивают животы либо прикрывают остатками волос слишком большие
залысины. Этакая инстинктивная реакция истинных самцов, перенесенная с пляжа в
Интернет. Неужто эволюция остановилась и только меняет декорации? А может, то,
что сейчас происходит, на самом деле называется эволюцией?
По правде сказать, он не знал, что в
данном случае означает "красивая"». (12:59-60)
«Мир
ICQ, чата и Интернета только кажется тихим. Ведь звуки тоже лишь вопрос воображения. Звуки и голоса можно
переживать, не слыша их. С ним Интернет был полон звуков. Она смеялась, а порой
и взрывалась хохотом. Если он чем-нибудь ее растрогал, шептала ему. Вскрикивала
- разумеется, когда была одна в кабинете, - если он ее рассердил или возмутил.
Нетерпеливо стучала по столу клавиатурой или мышью, дожидаясь его ответа или
комментария. Слушала музыку, когда он ее об этом просил. Выговаривала слова,
которые иногда, считал он, обретают значение, только если их громко произносят
или нашептывают, а не просто читают. Общение с ним редко бывало тихим.
Потому, если он исчезал или - что
случалось гораздо чаще - она отходила от компьютера, в ее мире становилось
тихо, как на опустевшем стадионе». (12:114-115)
«Воспоминания
о виртуальных свиданиях с ней - это главным образом воспоминания об эмоциях.
А также запавшие в память характеристики клавиатур, мониторов либо программ, с
помощью которых он обменивался с нею информацией. Иногда он мысленно улыбался,
подумав, что воспоминания их будут выражаться в таких, к примеру,
гипотетических вопросах:
-А помнишь,
какое нежное письмо ты писала мне под вечер, когда я сидел в резиденции IBM в
Гейдельберге за серым компьютером с клавиатурой в пятнах кофе и отсутствующей
клавишей "z"? У этого компьютера был старый монитор с ностальгическим
экраном янтарного цвета, и мы с тобой условились, что отсутствующее
"z" будем заменять цифрой "восемь". Теперь такие мониторы
уже не выпускают.
-А ты
помнишь?
Неужто их воспоминания останутся навсегда
такими же? Клавиатуры, мониторы, быстродействие модемов, почтовые программы или
названия серверов, позволявших им открывать чат?
А в сущности, почему бы и нет? Неужели
скамейка под старым каштаном более романтична, чем компьютер без буквы
"z" на клавиатуре, находящийся за стеклянной стенкой в притемненном
компьютерном центре?
Все
зависит от того, что произошло на скамейке и что благодаря этому компьютеру.
Для большинства преимущество скамейки
очевидно и не подлежит сомнению. Главным образом благодаря соседству объекта,
обонянию и осязанию. Слова на скамейке отходят на второй план. Но он и не
спорил. Он только считал, что словами
можно заместить и запах, и прикосновение. Да, словами можно прикасаться. И
еще нежней, чем руками. Запах можно описать так, что он обретет и вкус и цвет.
А когда от слов исходят нежность и аромат, тогда... тогда надо чаще отключать
модем. На скамейке в такие минуты обыкновенно отключается рассудок» . (12:126-128)
«Недавно она прочитала в Интернете
заметку одного кардинала, редактора какой-то влиятельной ватиканской газеты. В
ответ на вопросы растерянной читательницы из Триеста, молодой замужней женщины,
он писал в передовой статье, которая была мгновенно опубликована в
интернетовском издании CNN и тут же повторена такими крупными
интернет-журналами, как Yahoo, AOL, MSN, а также "Виртуальной
Польшей":
"Виртуальная
действительность точно так же полна искушений, как реальная. Грех прелюбодеяния
можно совершить в Интернете, не выходя из дома".
Нет, этот поп был не прав. Да и что может
знать священник об искушениях? Виртуальная
реальность вовсе не так же "полна искушений", как реальная. В
виртуальной их куда как больше». (12:153)
Когда
мои коллеги узнали о том, что я собираюсь писать курсовой на тему «Виртуальное
Я», мне сразу принесли книгу Вишневского с рекомендацией обязательно прочитать.
Я отнеслась к этому с долей иронии, т.к. не очень люблю дамские романы в мягких
обложках. Но дочитав «до скамейки» я неожиданно поймала себя на мысли, что
Вишневскому удалось меня убедить в том, что виртуальные чувства действительно
могут быть настоящими. При всей их иллюзорности, при том, что они так же
виртуальны, так же пропитаны проекциями и переносом, как и наши «реальные»
отношения, они могут согревать души и сердца вполне по-настоящему. И такие
отношения имеют право на существование. Думаю, это вполне настоящий способ для
множества одиноких людей ощутить огромную гамму эмоций, которая в «реальности»,
возможно, им просто недоступна. Возможность дать хотя бы своему «виртуальному
Я» стать любимым и любящим, несмотря на то, что «Из всего, что вечно, самый
краткий срок у любви».
Курсовая работа за 2 курс, (С) Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург
Руководитель курсовой работы: зав.каф. "Теории психоанализа", к.ф.н. Мазин В.А.
(С) Автор работы: Островская Анна Михайловна
Цитирование допустимо только со ссылкой на источник:
http://anna-ostrov.my1.ru/ - "Междустрочие... Сайт о психологии и
творчестве" и (см. ниже)
Полный список источников, использованных для написания работы:
http://anna-ostrov.my1.ru/publ/29-1-0-68
В том числе:
12.
Вишневский Я.Л.
Одиночество в Сети: Роман / Пер. с пол. Л.Цывьяна. - СПб.: Издательский дом
«Азбука классика», 2008.
Не соглашусь. Обретённые связи будут такими, какими люди их сделают. Мне кажется, если человеку свойственно строить душевные, теплые отношения, то они такие у него в принципе - и в "реале", и в вирте. Если же умения строить отношения нет, то они одинаково неестественны и натянуты - и в "реале", и в Интернете.