Курсовая работа, 2008-2009 (2 курс): 1.2. Компоненты образа в Сети. 1.7. Социальные сети
1.2.«Виртуальное Я»: компоненты образа в Сети
«А если бы моя голова и
прошла туда, -
подумала бедная Алиса,
- она была бы совершенно беспомощна, не имея плеч. Ах, как бы мне хотелось
складываться на манер подзорной трубы! Мне кажется, я смогла бы, если бы только
знала, как начать».
Льюис Кэролл, «Алиса в
стране чудес» (1:26-27)
Начнем с чисто технического описания и
посмотрим, из каких компонент складывается виртуальный образ пользователя Сети.
Для упрощения задачи рассмотрим стандартную форму регистрации, подобная форма
есть на любом сайте или форуме, и в ней среди прочих присутствуют следующие основные
поля.
Ник или
никнейм (на англ. nickname), или кличка, нейм, прозвище,
логин… одним словом - псевдоним, двумя - сетевое имя. Ник - это "лицо” человека
в Интернете, его "идентификатор”. В
отличии от ФИО, которое может полностью совпадать у разных людей, никнейм можно
придумать себе уникальный (проверить уникальность можно в поисковиках),
отражающий ваш "полет души”. (5:1)
Пароль для
входа, чем он сложнее, тем сложнее
его взломать. Хотя для современных программ это уже давно не проблема.
Имя и
фамилия, дата рождения, пол, подлинность
этих данных проверить невозможно.
Регистрационный
IP(IP-адрес, IP address,
Internet Protocol address) - уникальный 32-разрядный адрес компьютера или
коммуникационного устройства (например маршрутизатора) в TCP/IP-сети. Компьютерам
пользователей, работающих в Интернет
с помощью модема, или
компьютерам локальной сети
IP-адрес может выделяться динамически. Сейчас существует множество способов
подмены IP, поэтому для идентификации
пользователя его недостаточно. (6:1)
Аватара - это виртуальный образ в целом, но чаще под этим
словом подразумевается графическое изображение, рисунок или фотография.
Интересно происхождение слова «аватара» (санскр.अवतार, avatāra, «нисхождение») —
это термин в философии индуизма, обычно используемый для
обозначения явления или воплощения Бога (Ишвары или Бхагавана) на планете Земля.
Санскритское слово аватара (санскр.अवतार, avatāra) в
буквальном переводе означает «нисходить» (аватарати) и подразумевает
нисхождение Бога в более низкие сферы бытия с определённой целью. Несмотря на
то, что основное значение термина аватара — «нисхождение», его как правило
переводят на русский язык как «воплощение», — перевод, который уводит от
правильного значения слова по причине того, что в основном используется для
описания понятия воплощения в христианстве. В христианском богословии, Бог
буквально воплощается «во плоти», тогда как аватары Бога в индуизме являются
вечными формами или ипостасями Бога, которые нисходят в материальный мир
сохраняя свою всецело духовную природу. «Явление» или «проявление» являются
наиболее подходящими терминами для правильной передачи значения понятия
аватары. (7:1)
Наше «реальное» Я, рожденное в предуготованную ему
символическую колыбель, при рождении получает впридачу имя и фамилию, внешние
данные, во многом зависящие от родителей, пол, возраст согласно дате рождения. И
на психику это не влиять не может. В виртуальном мире человек может изменить
всё это по своему усмотрению. Выбрать, как себя назвать, к какому полу
принадлежать, как выглядеть. И этот выбор можно осуществлять бесконечное
количество раз. Подобная анонимность накладывает свой отпечаток на общение в
Сети. Хотя при желании любого пользователя Сети можно идентифицировать, но всё
же рядовые пользователи не могут знать, насколько подлинны данные о
собеседнике.
Безусловно, в «реальной» жизни мы тоже всегда имеем
возможность обмануть собеседников. У женщин, как известно, вообще нет возраста,
нам всегда по 18. А данные при рождении пол и внешность с помощью пластической
хирургии всегда можно изменить. Но это отнимет гораздо больше времени и усилий,
нежели несколько движений компьютерной мышкой, с помощью которых можно
полностью изменить свой образ в Сети. В Сети мы свободны быть такими, какими
сами пожелаем, и немедленно внести поправки, если что-то захотим поменять. Кроме
того, Сеть позволяет создать несколько разных образов на нескольких сайтах или
даже на одном. Примерить на себя несколько разных масоки/или разглядеть настоящего себя.
Хотя для меня вопрос о «настоящем» Я остается
открытым. На мой взгляд, можно говорить о том, что настоящими являются все
созданные образы и, в то же время, настоящим не является ни один, потому что
каждый из них - упрощение от целостности.
В общении в Сети наше «виртуальное
Я» дополняется многими другими динамическими характеристиками. Мы в большой
степени свободны в выборе стиля общения.
Эта свобода не абсолютна, на стиль оказывают влияние и контекст, и воспитание,
и наши убеждения, и множество бессознательных мотивов. Но всё же у каждого
участника виртуального диалога своя манера, чаще всего она узнаваемая.
Образ дополняется использованием
(или не использованием) смайлов
(графических изображений для выражения эмоций) и специальных аббревиатур. С каждым годом набор
смайлов становится всё шире, выражать эмоции становится проще. И тем не менее
текст по-прежнему остается полем для проекций читающего. Самый обширный набор
смайликов не может заменить мимику лица, интонацию голоса и смеха, блеск в
глазах, слезы и радость, возбужденный или расстроенный ритм дыхания и т.д.
Отношение к смайлам амбивалентное. Кто-то использует их с удовольствием, за
неимением возможности по-другому выразить эмоции в тексте. Кто-то не использует
принципиально. У каждого есть выбор. Моё личное к ним отношение хорошо выражено
в одном из афоризмов с www.bash.org.ru: «demonies: вот заставить бы вас всех,
питекантропов, строить в реале все те гримасы, что вы в смайлах посылаете...».
(8:1) Это шутка, но в каждой шутке лишь доля шутки.
Аббревиатуры в Сети международные, образовавшиеся из
английских фраз, и теперь употребляемые по всему миру. Можно говорить об особом
виртуальном диалекте, который не
понятен тем, кто Интернетом не пользуется. Например, попробуйте перевести на
русский фразу: «2В|^2B». Всё
очень просто, это гамлетовское «Быть или не быть». Аббревиатуры призваны
сократить текст и увеличить скорость набора, таким образом сделать диалог
динамичнее, но зачастую аббревиатуры используют просто чтобы щегольнуть знанием
сетевого диалекта.
1.7.Социальные сети «виртуальных Я»
Скованные одной цепью,
Связанные одной целью…
(из припева старой песни Виктора Цоя)
В последние годы с огромной скоростью растёт
количество участников так называемых социальных сетей - «Одноклассники»,
«ВКонтакте» и других. В 2008 году сайт «Одноклассники» получил премию Рунета
как самый популярный российский сайт. ВКонтакте тоже набирает обороты: на
сегодняшний день там более 30 000 000 зарегистрированных
пользователей. Всё бОльшая часть общения переносится из «реальной» жизни в
виртуальную социальную сеть.
Это массовое явление имеет, как и любое другое, ряд
преимуществ и оборотную, негативную сторону. Например, сайт «Одноклассники»
называют частой причиной разводов. Мне думается, это не совсем справедливо. На
мой взгляд, разводы, кризис традиционного брака, - это примета нашего времени
вообще, а социальные сети - не причина этих перемен, а следствие и повод для
отказа от собственной ответственности. Говорят, сеть затягивает, общение в
социальных сетях подменяет собой живое общение. Но ведь не для всех людей.
Думаю, во все времена существовали и существуют люди, для которых важнее живого
общения ничего нет, как и те, кто яснее и проще выражает свои мысли и чувства
письменно, чем устно. Вспомнить хотя бы переписку Фрейда с Флиссом. Кроме того,
во все времена существовала проблема зависимости, она лишь меняет форму, но
мало изменяется по содержанию.
Я не думаю, что социальные сети в Интернет способны
оказать какое-то масштабное влияние на людей. Мне кажется, наша цивилизация в принципе
такова, что человек испытывает на себе очень мощное её влияние. А социальная
сеть - скорее защитный механизм или симптом нашей техногенной эпохи, и лишь
косвенным образом - тоже причина многих явлений. Зрелая личность способна
использовать социальную сеть, как и любые другие явления, для своего роста и
развития. Зависимый же человек в ней может утонуть с головой.
«Виртуальное Я» человека, общающегося в социальной
сети, дополняется возможностью разместить в своем профайле свои альбомы с
фотографиями, заметки, любимые фильмы и музыку. Зачастую, список любимых
музыкальных композиций и/или список любимых фильмов говорит о человеке больше,
чем его сообщения в сети.
Социальные сети дают возможность человеку
присоединяться к разнообразным сообществам
по интересам. Список групп, в которые включен пользователь, его активность
в обсуждениях также является неотъемлемой частью его виртуального образа и
многое говорит о жизни человека, о его мировоззрении.
Возможность создавать свои Группыи Встречи и
приглашать туда людей даёт большой простор не только для общения, но и для
получения коммерческой выгоды. Можно рекламировать свои услуги, совершенно
бесплатно. Можно делиться профессиональным опытом, назначать рабочие и личные
встречи с помощью сети. Это очень удобно, когда необходимо разослать
приглашения большому количеству людей.
Лично я пока вижу в развитии социальных сетей больше
плюсов, чем минусов. Это прекрасная возможность общаться с друзьями и
коллегами, живущими на другом конце Земли, в других странах, в других часовых
поясах. Это удобное пространство для личного и профессионального общения,
удобное хранилище фотографий и любимых заметок, музыки, фильмов. Минусы,
безусловно, есть. Степень своей открытости нужно дозировать, потому что в
социальной сети, как и в любом другом человеческом сообществе, присутствуют не
только законопослушные люди с благими намерениями. Сейчас появилась возможность
делать свои профайлы закрытыми, открытыми только для избранного круга друзей, и
будем надеяться, что это сведёт риск вмешательства в частную жизнь к приблизительно
тому же уровню, который существует и в «реальной» жизни.
Курсовая работа за 2 курс, (С) Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург
Руководитель курсовой работы: зав.каф. "Теории психоанализа", к.ф.н. Мазин В.А.
(С) Автор работы: Островская Анна Михайловна
Полный список источников, использованных для написания работы: