Суббота, 08.08.2020, 21:48

          Междустрочие...    ПСИХОЛОГИЯ И ТВОРЧЕСТВО                                        

ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои курсовые работы в ВЕИП о виртуальной реальности [13]
Виртуальная реальность [11]
Творчество в Сети и о Сети [0]
Виртуальный (?) юмор (?) [3]
 Каталог статей
Главная » Статьи » ВИРТУАЛЬНОЕ "Я" » Мои курсовые работы в ВЕИП о виртуальной реальности

Психотерапевтические и психологические форумы: особенности, трудности и перспективы. Анна Островская

В последнее время из общего числа Интернет-форумов стали выделяться как отдельное направление психологические и психотерапевтические ресурсы. Есть ресурсы, посвященные психологии и психотерапии, которые созданы исключительно для непринужденного общения, обмена мнениями, изучения точек зрения людей, для опросов общественного мнения и для изучения психологии масс. Таков, например, форум глянцевого журнала «ПСИХОЛОГИЯ/PSYCHOLOGIES». Другой разновидностью «пси-форумов» являются психоаналитические и психотерапевтические порталы, на которых помимо дискуссионного общения могут быть предоставлены консультационные услуги. К этому виду относится, например, сайт www.oedipus.ru, посвященный не только обучению в ВЕИП и обсуждению тем о психоанализе, но и виртуальному консультированию.

Психологические и психотерапевтические ресурсы отличаются рядом особенностей. Сформулирую некоторые из них, основанные на собственных наблюдениях за почти 4 года работы на двух психологических порталах и на наблюдениях за работой конкурирующих ресурсов.

1. Модерировать подобные ресурсы должны люди с психологическим и/или психоаналитическим образованием, особенно это касается содержательной модерации. Это моё мнение, но к сожалению, это условие не считается на сегодняшний момент обязательным условием. Мне довелось модерировать последовательно два психологических ресурса, не имея психологического образования (моя работа связана с созданием и технической поддержкой вэб-сайтов, а также с вэб-дизайном), и я считаю эту задачу неадекватно сложной. Не имея знаний в области психологии человека, модерировать психологический ресурс - трудно и опасно. Хороший технический модератор не может адекватно справиться с этой задачей с точки зрения содержательной модерации и комфорта участников. Недостаток знаний и желание лучшим образом выполнять работу, не отказываясь от неё, - одна из причин, приведшая меня к обучению в Восточно-Европейском Институте Психоанализа.

2. Особое место в списке тем и особую опасность представляют темы с ярким выражением агрессии и особенно темы о суициде. На различных порталах существуют разные правила о ведении подобных тем. На многих форумах темы о суициде и темы с яркими агрессивными проявлениями закрываются или удаляются. На других темах к обсуждению подобных тем привлекаются только специалисты-психотерапевты. На третьих эти темы широко обсуждаемы. Ясно, что это зависит от лояльности «Сверх-Я» форума (администрации и владельцев) и от мастерства и уверенности в собственных силах «наездника»-«Я» (от политики, проводимой модераторами). По моим наблюдениям, когда темы о суициде на форуме не запрещены и являются широко обсуждаемыми, это ведёт к невротизации всех участников подобных дискуссий, к эмоциональному вовлечению большого количества участников форума. И здесь очень важно пристальное внимание к теме со стороны специалистов и администрации. В подобных случаях модератор, берущий на себя управление темой, нуждается не только в собственных знаниях в области психологии, но и в постоянной супервизии со стороны опытных коллег-психотерапевтов.

3. В случае, когда на форуме проводится консультирование (оно может проводиться в режиме он-лайн или в режиме обычного форума), должна быть проверен и обеспечен профессионализм специалистов, проводящих консультирование. Поэтому процедура регистрации психологов и психотерапевтов на подобных форумах занимает от суток до нескольких дней, проверяются сведения о специалисте. Чаще всего на форумах работают приглашенные специалисты, авторитет которых не ставится владельцами сайта под сомнение, либо владельцами сайтов являются сами специалисты-психотерапевты, которые ограждают свой форум от консультаций конкурентов, пришедших извне.

4. При организации консультирования на форуме, должна быть обеспечена конфиденциальность информации. Поэтому существует система, при которой к разделу консультирования допускаются при помощи паролей только специалисты-психотерапевты, администраторы и посетители, обратившиеся за консультацией. На ряде форумов посетители получают пароль и возможность войти в соответствующий раздел для получения консультации только после внесения оплаты за психотерапевтические услуги.

5. На подобных форумах обязателен (с моей точки зрения) скрытый раздел, в котором администрация и специалисты-психотерапевты могли бы обсудить происходящее на форуме. Этот раздел является невидимым для рядовых участников форума, он открыт только для группы специалистов и защищен паролем. Здесь проводится супервизия и интервизия тех случаев, которые размещены и обсуждаются на форуме, принимаются коллегиальные решения в сложных случаях. Подобный раздел существует, к сожалению, не на всех психологических ресурсах.

Любой психологический форум, как и любое человеческое сообщество (масса), обладает рядом качеств, отмеченных Фрейдом в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я»:

1. «Масса чрезвычайно подвержена чужому влиянию и легковерна, она не критична, невероятное для нее не существует. Она мыслит образами, которые ассоциативно вызывают друг друга, как это бывает у отдельного человека в состоянии свободного фантазирования, и которые ни одной разумной инстанцией не проверяются на соответствие с действитеьностью. Чувства массы всегда очень простые и экзальтированные. Стало быть, масса не ведает ни сомнения, ни неуверенности. Она тотчас доходит до крайностей, высказанное подозрение тут же превращается у нее в непоколебимую уверенность, зародыш антипатии - в дикую ненависть» (11:72).

2. «Так как масса не сомневается в истинном или лживом и при этом сознает свою огромную силу, она столь же нетерпима, как и слепо следует авторитету. Она уважает силу, а добротой, которая для нее означает только своего рода слабость, на нее можно повлиять лишь умеренно. Она хочет, чтобы ее подчинили власти и подавили, хочет бояться своего господина. В основе совершенно консервативная, она испытывает глубокое отвращение ко всем новшествам и прогрессу и безграничное благоговение перед традицией» (11:73).

3. «Можно сказать, что масса прививает нравственность индивиду. Если интеллектуальные достижения массы всегда далеко отстают от таковых индивида, то ее этическое поведение может точно так же значительно превосходить этот уровень, как и опускаться глубоко ниже его». (11:74)

4. «У масс могут сосуществовать и уживаться друг с другом самые противоположные идеи, причем из их логического противоречия не возникает конфликт. Но то же самое имеет место в бессознательной душевной жизни отдельных людей, детей и невротиков, как это уже давно доказано психоанализом» (11:74).

5. «Далее масса подвержена поистине магической силе слов, способных вызывать в массовой душе страшнейшие бури, а также их усмирить. «Разумом и аргументами невозможно бороться с определенными словами и формулами. Стоит только их с благословением произнести перед массами, как тут же выражение лиц становится почтительным, и головы склоняются. Многие их рассматривают как силы природы или как сверхъестественные силы». При этом нужно вспомнить только о табу имен у первобытных народов, о магических силах, которые связываются у них с именами и словами» (11:74).

6. «И наконец: массы никогда не знали жажды истины. Они требуют иллюзий, от которых не могут отказаться. Ирреальное всегда имеет у них преимущество перед реальным, недействительное оказывает на них почти такое же сильное влияние, как и действительное. Они имеют явную тенденцию не делать никакого различия между ними» (11:75).

7. «Мы вправе сказать себе, что обширных аффективных связей, которые мы выявляем в массе, вполне достаточно для того, чтобы объяснить некоторые из ее особенностей - недостаток самостоятельности и инициативы у отдельного человека, однородность его реакций с реакциями всех остальных, его понижение, так сказать, до уровня массового индивида. Но масса, если мы будем ее рассматривать как единое целое, обнаруживает нечто большее; признаки ослабления интеллектуальной деятельности, аффективной несдержанности, неспособность проявлять умеренность и неспособность отсрочке действий, склонность переходить все границы дозволенного в проявлении чувств и склонность к их полному отводу в действии - всё это и многое подобное, что так впечатляюще изображено Ле Боном, в результате дает несомненную картину регрессии душевной деятельности на более раннюю ступень, которая не вызывает у нас удивления, когда мы обнаруживаем ее у дикарей и у детей. Такая регрессия особенно характерна для обычной массы, тогда как высокоорганизованных, искусственных масс она, как мы слышали, может быть в значительной степени задержана» (11:109).

Хочется добавить, что ответственность за то, превратится ли форумное сообщество в глубоко регрессирующую массу или всё-таки в высокоорганизованную, во многом зависит от «Сверх-Я» и «Я» форума - от администрации и модераторов, от психологов, работающих на портале. Но в силу специфики тем, на многих форумах наблюдается именно регресс.

Если говорить об особенных трудностях психологических порталов, то я бы выделила несколько из множества:

1. Уже отмеченный выше регресс на психологических форумах особенно ярко виден, в силу специфики обсуждаемых тем.

2. При мягком модерировании и неактивном участии специалистов-психологов, форум захлестывают волны агрессивных и сексуально-расторможенных тем. На каждом психологическом портале свой «предел терпимости», но в целом эти темы одни из самых обсуждаемых и самых тяжелых для модерирования. Эти темы обычно очень конфликтны, участники могут переходить на личности и выходить за пределы принятых на форуме правил. Зачастую в подобных темах виртуальные (хорошо, если только виртуальные) личности модераторов подвергаются нападкам, что сказывается на общей атмосфере форума. Это вполне соответствует закономерностям массовой психологии, описанным Фрейдом: «Удивительнейшим и в то же время важнейшим феноменом массы является повышение аффективности, возникающее у каждого индивида (exaltation or intensification of emotion). По мнению Mс Dougall'a, можно сказать, что едва ли при других условиях аффекты человека достигают такой величины, как это имеет место в массе, и, таким образом, участники испытывают приятное ощущение, теряя чувство своего индивидуального обособления, отдаваясь безгранично своим страстям и сливаясь при этом с массой» (11:6).

3. Если психотерапевты и психологи не активно участвуют в обсуждениях, целые ветки форумов превращаются в «перестрелку проекциями», в которой каждый по сути разговаривает не с собеседником, а со своим невротическим конфликтом.

4. Эмоционально тяжелые темы о горевании, о потерях, о смерти и т.д. находят большой отклик у участников форума (работают механизмы идентификации и проекции) и создают тяжелый «фон» на форуме, который необходимо уравновешивать более жизнерадостными темами. Хорошо, когда этот баланс поддерживается форумным сообществом самостоятельно, без вмешательства администрации. Но если этого не происходит, то хорошее влияние на психологический климат на форуме оказывают специально созданные модераторами и администраторами темы, может быть отвлеченные или игровые, отвлекающие участников от горевания, от идентификации с агрессорами и со страдающими, и конечно от конфликтов.

5. По мере накопления тем, атмосфера на форуме может становиться всё более тяжелой. Форум словно впитывает человеческие страдания и проблемы и сам становится тяжелым невротиком, который регрессирует и уже не может никому помочь, а только калечит. Форум в таких случаях сам требует помощи - психоанализа, а то и «медикаментозного лечения» (например, основательной чистки архивов и баз). Решить эту проблему (а лучше всего - не довести до подобного состояния) должно мудрое руководство. Поэтому я считаю, что всем, кто принимает участие в управлении психологическим ресурсом (владельцам, администраторам, модераторам) необходимы знания и опыт, в том числе в области массовой психологии и прикладного психоанализа.

6. Проблема внушения на подобных форумах очень остра. Потому что большинство людей приходят к психологам за советом, ожидая, что магическим образом все проблемы будут решены. И поэтому непрофессиональные советы, данные на психотерапевтическом портале, могут легко восприниматься как руководство к действию и зачастую имеют, к сожалению, силу внушения. Поэтому всегда сложным является вопрос о том, кто есть кто на форуме. Кто имеет право в этом виртуальном пространстве консультировать людей, анализировать их, может быть давать какие-то рекомендации? Есть форумы, на которых все советуют всем, как жить и быть счастливыми. Есть форумы с жестким отбором психологов-консультантов, ведущих темы, и с жестким отсевом всех остальных советчиков и просто не известных администрации психологов и психотерапевтов. Понятно, что решение о том, прислушиваться ли к мнению психолога, вступать ли в диалог с виртуальным аналитиком и т.д., принимает сам посетитель форума. Но всё же на администрации лежит ответственность за то, чтобы на отдельно взятом отрезке виртуального пространства не процветали советы шарлатанов.

Думаю, что по мере развития и увеличения количества психологических ресурсов, появятся стандарты в их управлении, стандарты по предоставлению консультационных психологических услуг на форумах и т.д. И возможно рано или поздно по мере разрастания сети Интернет и роста спроса на услуги виртуального психологического консультирования, настанет день, когда администраторов и модераторов психотерапевтических ресурсов будут готовить отдельные кафедры или вузы, уделяющие внимание и техническим знаниям, и знаниям в области психологии человека.

 


Виртуальный психоанализ: особое направление в психоаналитической терапии или игра в ассоциации?
Отрывок из курсовой работы, ВЕИП (СПб), 1 курс

Новые возможности в предоставлении психологических консультационных услуг посредством Интернет, привели к возникновению нового вида психотерапии. Так называемый «виртуальный психоанализ» постепенно распространяется на просторах Интернет. И уже бесполезно спорить о том, правомерно ли анализировать людей в виртуальном пространстве. Это уже происходит, это факт - данное направление психотерапии уже развивается. И нужно учитывать это, понимать его ограничения и особенности и тенденции развития.

Так называемый виртуальный психоанализ осуществляется не только на форумах, но и посредством электронных писем, количество и объем которых оговаривается с аналитиком.

Опросив около двух десятков людей, сталкивающихся с виртуальным психоанализом (психотерапевтов и анализантов), а также людей, которые категорически против этого направления психотерапии, я обобщила их отзывы и свои собственные размышления и пришла к следующим выводам.

1. Многие не готовы стать виртуальным анализантом, поскольку не уверены в конфиденциальности пересылаемой через Интернет информации.

2. Некоторые считают, что при виртуальном анализировании результаты терапии будут также виртуальны, и в реальной жизни никаких изменений не произойдет. Таким образом, эффективность виртуальной психотерапии подвергается сомнению.

3. Те, кто считает виртуальную терапию удачным новшеством, говорят о том, что особенно привлекает возможность анонимного общения с аналитиком, без встречи «глаза в глаза».

4. Привлекает также возможность дистанционного общения. Это актуально для людей, загруженных работой и не имеющих ни минуты свободного времени. А также людей с ограниченными возможностями передвижения (например, для инвалидов войн или ДТП), для людей с другими ограниченными физическими возможностями (например, для слабослышащих), для беременных женщин и мам грудных детей, которые не могут позволить себе оставить их и поехать на встречу с аналитиком. А также для тех, кто живет в маленьких городах и поселках, уже охваченных сетью Интернет, но ещё не имеющих непосредственного доступа к услугам профессиональных аналитиков.

5. Психотерапевты, ведущие консультирование в виртуальном пространстве, отмечают, что особое удобство этого метода заключается в возможности перечитывать переписку с анализантом многократно в неизменном виде, каждый раз приоткрывая новые стороны личности анализанта и новые грани его невротического расстройства.

6. И психотерапевты, и анализанты отметили специфику переноса при виртуальном анализе, т.к. контакт происходит только через переписку, люди не видят друг друга, не слышат друг друга, поэтому отмечается «особый перенос», охарактеризовать который я пока не берусь, т.к. не имею достаточного опыта.

При виртуальном анализе психотерапевт просит анализанта писать текст, по возможности не задумываясь подолгу, не исправлять ошибки и опечатки, отмечать длинным пробелом (или другим знаком) те места в тексте, где человек задумался дольше обычного. Эмоции и чувства, возникшие в процессе переписки, анализант может отмечать принятыми в Интернет «смайлами» или описывать словами. Анализируются не только свободные ассоциации, сны, воспоминания детства, но и те ошибки, описки, которые анализант делает в тексте.

В своей работе «Психопатология обыденной жизни» Фрейд пишет о том, что к очиткам, опискам и обмолвкам приводит «нарушение внимания посторонней мыслью, предъявляющей свои требования» (12), т.е. бессознательные причины. Поскольку при виртуальной переписке текст - единственный предмет для анализа (замечу, что даже почерк мы в данном случае анализировать не можем), то опечатки являются очень важной частью анализа.

Анализируются также задержки в отправке текста, его объем, стиль изложения и многие другие особенности.

Поскольку в сферу виртуальной реальности вовлекается всё больше людей и поскольку проблема Интернет-зависимости продолжает усугубляться, а психотерапия в сети продолжает своё развитие, можно предположить, что виртуальный психоанализ будет развиваться и далее. Обретет свои закономерности, правила, стандарты. Его особенности оформятся, будут досконально изучены, и основы виртуального анализа будут преподаваться в соответствующих психоаналитических и психотерапевтических учебных заведениях. Хотя от классического, «фрейдовского» психоанализа этот вид психотерапии отошел уже очень далеко, но у него уже и сейчас есть своя сфера применения и свои предпосылки для дальнейшего развития.
 
Анна Островская, 2007-2008,
курсовая работа, 1 курс ВЕИП, руководитель проекта В.А.Мазин.

Список использованной литературы (для курсового проекта):

1. Абросимова А. Форумы: модерация и содержательное наполнение. // Интернет-ресурс: Русский журнал www.russ.ru. - 2001.

2. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. - М.: Русский язык, 2000.

3. Кузнецов М.М. Виртуальная реальность – техногенный артефакт или сетевой феномен? // Интернет-ресурс: Первый Технологический Мегаполис www.coren.ru. Читальный зал учебной и научной литературы, 2001.

4. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу / Пер.с франц. Н.С. Автономовой. – М.: Высш.шк., 1996.

5. Минаков А.В. Некоторые психологические свойства и особенности Интернет как нового слоя реальности. // Интернет-ресурс: Флогистон, http://flogiston.ru/articles/netpsy/minakov, 1999.

6. Раевская Е. Черты личности Интернет-зависимых и Интернет-независимых пользователей. // Интернет-ресурс: Флогистон, http://flogiston.ru/articles/netpsy/ia_raevska, 2001.

7. Фрейд З. Бессознательное.//Психика: структура и функционирование / Пер.с нем. А.М.Боковиков. – М.: Академический Проект, 2007.

8. Фрейд З. «Я» и «Оно». // «Я» и «Оно»: Сборник / Пер. с нем. – СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2007.

9. Фрейд З. Неудовлетворённость культурой // «Я» и «Оно»: Сборник / Пер. с нем. – СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2007.

10. Фрейд З. Толкование сновидений / Пер. с нем. – СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2006.

11. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.// Вопросы общества и происхождение религии. (9 том «Учебного издания») / Пер.с нем. А.М.Боковиков. – М.: ООО «Фирма СТД», 2008.

12. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. – СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2007.

13. Шевченко И. Некоторые психологические особенности общения посредством Internet. // Интернет-ресурс: Флогистон, http://flogiston.ru/articles/netpsy/shevchenko, 1999.

Категория: Мои курсовые работы в ВЕИП о виртуальной реальности | Добавил: anna-ostrov (29.09.2008) | Автор: Анна М. Островская
Просмотров: 1201 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Анна М. Островская © 2008 |  
Форма входа
Поиск
ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0