"Раскрась свою ладонь" - психология на ладони
Применение авторской методики А.Саракула в психологическом консультировании
(описание мастер-класса для Зимней Школы Гильдии Психотерапии и Тренинга, 02/2009)
Семинар представляет собой часть материала из цикла "Применение творчества в психологическом консультировании" и посвящен одной из арт-терапевтических методик, разработанной Санкт-Петербургским психологом, психоаналитиком, к.п.н А.Г.Саракулом.
Методика называется "Раскрась свою ладонь", она объединяет опыт анализа рисуночных тестов, цветодиагностики и авторского подхода к психосоматическим расстройствам. Вниманию участников семинара предлагается небольшой лекционный материал с описанием базовых основ методики: об истории её возникновения и о теоретических положениях, которые легли в её основу.
В основе - психоаналитический подход к анализу рисунков, дополненный опытом цветодиагностики (М. Люшер), теорией билатеральности, положениями Су Джок терапии. В основе метода Су Джок лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом, таким образом отпечаток ладони несёт информацию о психологическом и соматическом состоянии клиента.
Участникам занятия предлагается самим выполнить рисуночный тест и обсудить (по желанию участников), о каких особенностях личности и самочувствия "говорят" их ладошки. В зависимости от числа участников, можно обсудить эти вопросы с каждым лично, в тройках, или дать теоретические "ключи" к работе с рисунком ладони в виде лекционного фрагмента.
В заключение я рассказываю об опыте применения анализа отпечатка ладошек и рисунков ладони в психологическом консультировании детей и взрослых, привожу примеры (включая рисунки).
До этого семинара я прошла педагогическую практику в общем объеме более 30 академических часов - цикл лекционно-практических занятий был посвящен применению различных арт-терапевтических методов в психологическом консультировании и психотерапии. Практика супервизировалась А.Г.Саракулом, методика "Ладонь" была одной из тем практической части занятий с взрослыми и детьми.
План семинара:
1. Круг знакомства участников.
2. Рассказ о методике, о теоретических положениях, лежащих в ее основе (психоаналитическая база + цветодиагностика Люшера, + Су-Джок терапия, + теория билатеральности).
3. Выполнение методики (необходима хотя бы одна парта или стол, чтобы расположить на нём бумагу и краски, карандаши, фломастеры).
4. Обсуждение рисунков (по желанию участников и в зависимости от их числа) - индивидуально, в тройках или в обобщенном виде ("ключи" к рисунку ладони).
5. Рассказ об опыте применения методики, с примерами рисунков.
6. Завершающий круг обратной связи.
Семинар рассчитан на 2-3 часа, есть предварительная договоренность о супервизии с Никитой Андреевичем и(или) Ольгой Николаевной Четвериковыми.
Информация о ведущей:
Островская Анна
Студентка ВЕИП, 2 курс (из 3-х), вечернее отделение
В настоящий момент - вэб-дизайнер, 1-е образование - факультет информатики и управления, СПбГТИ (ТУ) |