Пятница, 22.09.2017, 09:02

          Междустрочие...    ПСИХОЛОГИЯ И ТВОРЧЕСТВО                                        

ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Между строк... [127]
Мои статьи для журналов и сайтов [30]
Любимые книги [3]
Любимые фильмы [43]
Любимая музыка [4]
Любимые картины [3]
У ЖИЗНИ НА КРАЮ (читать книгу он-лайн) [8]
Книга о том, как выживать в окружении терминально больных людей, сохраняя способность радоваться жизни
Анна М. Островская. СТИХИ [33]
Анна М. Островская. ПРОЗА [4]
 Каталог статей
Главная » Статьи » ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ (Анна М. Островская) » Между строк...

"Темный рыцарь: возрождение легенды"
Хотела написать отзыв о «Возрождении легенды» ближе к осени, когда уже никого не будут раздражать спойлеры, но всё же решила сделать это сейчас, пока впечатления очень свежи. Кто еще не посмотрел фильм и не хочет знать содержание – не читайте дальше, пожалуйста.

Фильм Кристофера Нолана «Темный рыцарь: возрождение легенды» - последняя часть трилогии о Бэтмене. Нолан неоднократно дал понять: в эту вселенную возврата не будет. И, конечно, поклонники его творчества ожидали от фильма эпичности, зрелищности, мощи.  И финал безусловно оправдал все ожидания, даже превзошёл их. Это одна из лучших работ Нолана, это лучшая экранизация комиксов о Бэтмене и это один из лучших фильмов, вообще.

И ещё раз: я постараюсь обойтись без спойлеров, но если вы еще не смотрели «Темный рыцарь: возрождение легенды», то, возможно, читать дальше не стоит.

Нолан знаменит своим умением превращать фильмы в зеркала мира. Показывать основные конфликты, назревшие в обществе, безжалостно точно. Я не буду останавливаться подробнее на этом. Если хотите, короткую и ёмкую рецензию о социальных аспектах фильма можно прочитать, например, в группе Creative Garden ВКонтакте: http://vk.com/wall-38223839_170. Эту кинокартину страшно смотреть именно потому, что происходящее на экране – не комикс, а современная действительность, описанная в свойственной Нолану манере: выхвачена сама суть и показана без прикрас. Смотреть жутко. Но зеркало для того и необходимо, чтобы яснее видеть лицо, в данном случае – лицо современного общества западной цивилизации. Увидеть и задуматься…





kinopoisk.ru-The-Dark-Knight-Rises-1897818Но я хочу подробнее остановиться на другом. Я люблю экранизации комиксов по иной причине. Комикс – это ведь по сути современная сказка, причем в очень наглядном, упрощенном виде. Каждый персонаж комикса – какое-то из человеческих желаний, какая-то из наших субличностей, утрированная и одетая в определенный костюм, иногда в маску, получившая голос, характер и историю. И в фильмах Нолана этот голос звучит очень громко и ясно, без излишнего пафоса или комичности, просто и метафорично. Каждый персонаж рассказывает нам историю о нас самих, о наших светлых и тёмных сторонах, о наших страхах и желаниях.

Очень символичным оказался ввод в третью часть этой кинотрилогии персонажа по имени Джон Блэйк в исполнении Джозефа Гордона-Левита, знакомого нам по предыдущему фильму Нолана, «Начало».  Гордон-Левит внешне очень похож на Хита Лэджера, исполнившего во втором фильме трилогии роль главного злодея - абсолютно непредсказуемого, дикого, безумного, страшного. Джон Блэйк – пожалуй, самый положительный герой в трилогии. Его вера в добро поражает. Он верит в Бэтмена даже тогда, когда Брюс Уэйн перестает верить в него.  И именно эта вера возрождает легенду к жизни. Джон и Джокер становятся двумя противоположностями. Лица актеров очень  похожи, а сыгранные ими роли – различны, как белое и чёрное. Так и в каждом человеке уживаются Добро и Зло, и от нас зависит, к какой из сторон повернуться лицом. Харви Дент также в буквальном смысле олицетворяет эту двойственность. В третьем фильме эта противоположность усиливается ещё больше благодаря двум главным персонажам, но об этом чуть позже.

Альфред, которого играет Майкл Кейн, - мудрый Старец, который всегда живёт в нашей душе и который стремится вырастить из нас доброго, умного, хорошего человека, не гоняющегося за опасностями, а наслаждающегося достойной жизнью, в самых простых её проявлениях. Он пытается спасти Брюса Уэйна, который, несмотря на подвиги и раны, остается для него маленьким любимым мальчиком, выросшим у Альфреда на руках. Спасти Брюса от него же самого, призвать его к возвращению к обычной жизни, без маски, без героизма, без опасности и борьбы. Возможно ли это? Если Герой уже не слушает Старца, если он не может сойти с выбранного когда-то пути? Спасёт ли Брюса его верный Альфред?

В третьей части трилогии появляется великолепнейший Трикстер. Очаровательная Женщина-Кошка в исполнении Энн Хатауэй. Женственная и в то же время сильная, красивая и хитрая, но очень уязвимая и по-женски беззащитная перед более сильным врагом. Умная и изворотливая, изящная и опасная. Женщина, как она есть. Она приносит главному герою много боли, но она же окажется и незаменимой помощницей. Откуда берутся сильные, хитрые, изворотливые женщины? Их порождает боль. Мне кажется, Энн Хатауэй удалось хорошо показать это. Кошка в ее трактовке - такова не потому, что ей это сильно нравится. Она просто сделала когда-то неправильный выбор. Можно ли всё изменить и стать просто Женщиной? Без когтей, без маски? Что нужно для этого? Настоящий мужчина рядом – тоже без маски, но с когтями и с сильными руками, которые при случае всегда защитят и поддержат.

Комиссар Джеймс Гордон в этом фильме сталкивается с одной из самых тяжелых дилемм в современном обществе: с ситуацией, когда закон перестает защищать и начинает связывать руки, и приходится лгать и изворачиваться, в попытках сделать «как лучше» – но получается-то «как всегда». Спасатель, пытающийся спасти жителей города с помощью лжи о Харви Денте и о Бэтмене, он оказывается в роли стрелочника, на которого готовы повесить всю ответственность за сложившуюся в городе тяжелую ситуацию. Его уважали и возносили, пока не случалось ничего плохого. И тут же возненавидели и низвергли, как только дела пошли не так. Это участь каждого Спасателя. Знакомая история, правда?

В каждом из нас есть такая часть души, которая стремится всех спасти и сделать так, чтобы «всё было хорошо». И когда мы не справляемся, мы зачастую виним себя за это. Что сделали недостаточно, что могли бы поступить иначе, принять какие-то другие решения. Для того, чтобы не жалеть о своих решениях, нужно быть максимально честным с самим собой. Ложь во спасение рано или поздно где-то помешает и что-то нарушит.

Учёный, которого используют для  изготовления бомбы, - олицетворяет Страх, который способен парализовать человека, лишить его воли, способности просчитывать последствия своих поступков. Всем нам знакомо это чувство.

Конечно, самыми яркими фигурами в этом фильме являются Бэтмен , его альтер-эго Брюс Уэйн и Бэйн. Актера Тома Харди, сыгравшего главного злодея в этой части трилогии, я знаю по совершенно другим ролям. Его нельзя назвать интеллектуалом, он скорее симпатичный добродушный здоровяк, поэтому в роли умного и жестокого Бэйна представить его было трудно. Но он, безусловно, справился: персонаж получился ужасным, страшным. Джокер был страшен своим безумием. Бэйн ужасен тем, что он умен и очень силен, поэтому творимое им зло еще страшнее. И этому нет оправдания: ни в тяжелом детстве, ни в трудной жизни. Это его внутренний выбор. Хоть он кажется непобедимым и абсолютно уверенным в себе и своей правоте, но внутри он сломан. Сломана его способность верить в добро и творить добро, поэтому ему не остается ничего, кроме смерти. Бэтмен, в противоположность ему, оказывается в этом фильме сломан физически, но это парадоксальным образом заставляет его справиться с душевной «поломкой», возродиться к жизни.

Обратите внимание: маски Бэтмена и Бэйна противоположны друг другу. У Бэйна открыта голова (выбрита) и закрыт рот, а у Бэтмена полностью скрыты волосы и лицо, открыт лишь рот. Оба актера должны были сыграть свои роли телом и глазами, и оба справились.

В третьем фильме трилогии главным персонажем оказывается вовсе не Бэтмен. Эта история – о Брюсе Уэйне. С Бэтмена сняли его маску, и что же оказалось за ней?

На восемь лет Бэтмен исчезает из Готема. Он не нужен городу. Нужен ли он сам себе? Не похоже. Брюс Уэйн настолько сросся со своей маской, что без неё он не может жить, его существование сводится к блужданию по комнатам особняка, к затворничеству и равнодушию к собственному здоровью. Он уже не может притворяться ловеласом и прожигателем жизни, как Брюс Уэйн из предыдущей части истории. Горе сделало его неспособным играть эту дурацкую роль. Но он так и не нашел себя в чем либо другом. Под его масками (Бэтмена и Богатого Придурка) была любовь к Рэйчел, но кроме этой любви не оказалось больше ничего, и Брюс впал в жесточайшую депрессию. Многим из нас знакомо это, не правда ли? Горе способно раздавить кого угодно, и требуется веская причина для возвращения к жизни.

Итак, в начале фильма Брюс Уйэн подавлен и разбит, а Бэтмена вовсе не существует. Но появляется Джон Блэйк, и говорит, что Бэтмен нужен Готему, и Брюс цепляется за это, как за соломинку. Чтобы снова жить или чтобы умереть героем?  Или просто чтобы надеть опять маску, потому что без неё невыносимо больно и бессмысленно жить? Или…? Почему Брюс Уэйн снова становится Бэтменом? Думаю, потому, что просто не может иначе. Это уже не вопрос выбора. Жизнь, начиная от событий его детства и заканчивая смертью Рэйчел и Харви Дента, сделала его таким, каков он есть – заставила сростись с маской героя. И он снова надевает её, потому что иначе просто не может быть.

Но Бэйн оказывается физически сильнее, умнее, хитрее. А у Бэтмена в городе нет поддержки, и он терпит жестокое поражение.

Как бы мы ни были сильны и выносливы, нам нужна поддержка близких, хотя бы тех людей, которые любят нас. А Альфреда не было рядом, Джима Гордона не было рядом – никого из друзей не было рядом в тот момент, когда это было необходимо Бэтмену. Он переоценил свои силы.

Или специально пошел на это, чтобы закрыть вопрос о бессмысленности дальнейшей жизни?..

Все мы проходим рано или поздно через такие ситуации, и они заставляют взрослеть и на много смотреть иначе. Что-то внутри нас в такие моменты непоправимо ломается, как это символично показано в фильме. И вот что с человеком будет дальше, как он будет искать выход из сложившейся ситуации, как он будет вылезать из ямы – тут могут быть варианты, это уже внутренний выбор каждого. Кому-то поможет любовь, кому-то изворотливость, а кого-то выведет страх. Все мы разные…

Выбор Бэйна – встать на сторону зла.

Выбор Кошки – приспособиться.

Выбор Джона Блэйка – верить в добро, несмотря ни на что.

Каков же выбор Брюса Уэйна?

Он пытается выбрать смерть. Это самое очевидное решение в такой ситуации, но самое плохое. Ведь если человек умирает, он уже ничего не сможет изменить.

Но Брюсу Уэйну не дают умереть. И он вынужден искать другое решение.

Он ничего не должен городу, который отторгнул его и не поддержал в смертельно трудный момент. У него не осталось любимых людей. Его ничто не держит больше на этой земле, он готов вообще уйти из жизни. Почему же он снова пытается выжить и надеть маску? Что двигает им? Несмотря на то, что весь мир ополчился против него, и даже преданный Альфред его покинул? Ради чего он снова поднимается? Какая разница, где и когда умереть, если жизнь потеряла всякий смысл?

Мне кажется, причина, заставившая его оттолкнуться от дна (а яма в этом фильме очень символична), - это верность самому себе и сила любви. Верность своим внутренним принципам, заложенным еще любимым отцом. А еще – слова Джона Блэйка, и прощальные слова Альфреда, и куртка, накинутая Джимом Гордоном на плечи маленькому испуганному мальчишке в полицейском участке. Все они спасли его от смерти, они верили в него - и ему ничего другого не осталось, как тоже поверить. Вера в себя и в людей – вот, пожалуй, то, ради чего обязательно стоит посмотреть этот фильм. Он пропитан верой в хорошее, доброе, светлое начало в человеке. Несмотря ни на что.

Помните, как заключенный выбросил кнопку за борт во второй части трилогии? В одной из рецензий на фильм (простите меня, не помню, в чьей) говорилось о том, что именно он является настоящим героем фильма, а вовсе не Бэтмен. А в последней части Героем становится Брюс Уэйн. Человек, которого потрепала жизнь, поломала в прямом и переносном смысле, который почувствовал себя никому не нужным, преданным, обманутым, и всё равно нашел в себе силы подняться и вступить в схватку со злом. Он еще наденет свою маску, но это уже не Бэтмен возвращает городу мир и покой. Нет, этот герой - Брюс Уэйн. А также Джон Блэйк, Джим Гордон и многие-многие другие люди, потому что героем может стать каждый. Это внутренний выбор – не сдаваться, верить в добро, подниматься вверх, а не опускаться вниз.

В каждом человеке есть это внутренне справедливое начало, которому мы не всегда даем возможность говорить в полный голос. Потому что в нас ведь есть еще и Страх, и мудрый (а порой и занудный перестраховщик) Старец, и много-много чего еще, и даже Злодей живет в каждой человеческой душе. В современном реальном мире, когда случается столько страшных событий, много настоящих героев, без масок. О них не всегда пишут газеты и не всегда рассказывает телевидение. Почему? Многие их них умирают, и никто не знает их имен. Приносят свою жизнь в жертву внутренней вере в добро, в жертву другим людям и миру в целом. Они даже сами не знают, что они настоящие Герои.

Есть люди, которые приносят  жертву, не умирая. Они полностью отдаются делу, в которое верят, и им некогда мелькать на страницах газет или на экранах. Живые, не придуманные люди вытаскивают стариков и детей из затопленных домов, спасают и воспитывают чужих брошенных детей, лечат больных, тушат пожары…  Кто-то просто тихо и хорошо делает свою работу, каждый день, из года в год, и это спасает другому жизнь, вселяет в кого-то веру в добро.

Героев много: наши дедушки были героями войны, и на их лицах не было масок. Бэтмен – лишь красивый символ героического начала в любом человеке. Это просто символ. А героями становятся Люди.

Именно этого хотели добиться выдуманный персонаж, Брюс Уэйн, и живой человек, Кристофер Нолан:  показать, что под маской героя может скрываться любой.  Но Бэтмен потому и стал близок многим людям, что мы это и так знаем: мы нуждаемся в героях и мы живем среди героев. Не только среди серой массы равнодушных людей, не только среди злодеев, но и среди настоящих героев, беззаветно верящих в добро. Именно поэтому, несмотря ни на что, человечество всё ещё живо. Благодаря маленьким и большим поступкам маленьких и больших Людей, которые, порой ценой собственной жизни, поворачивают нас лицом к добру.

Фильм оставляет после просмотра очень светлое ощущение. «Ты лучше, чем ты думаешь о себе» - произносит Бэтмен, и так хочется верить, что это относится к каждому зрителю, и к людям в целом. Так хочется верить в то, что добро в человеке способно побеждать зло, несмотря ни на какие испытания. Увы, это не всегда так. Но это внутренний выбор каждого. Даже из самой глубокой ямы отчаяния и страха Брюс Уэйн находит возможность выбраться Человеком, найти себя, понять, ради чего стоит жить, вернуть себе способность любить и быть любимым, без маски. Увидеть Человека в себе самом, а не в Бэтмене. Снять броню и открыться друзьям, женщине, жизни. Фильм очень символичен. Ведь все мы цепляем на себя множество масок на протяжении своего пути. И, по сути, разглядеть себя за масками, понять, кто ты есть – главный смысл нашей жизни. Вовсе не обязательно быть героем. На самом деле, к сожалению, не каждый способен на это. Но быть верным самому себе и верить в добро – пожалуй, это все мы обязаны делать. Потому что как же иначе жить на свете?

"Не важно, кто скрывается под маской, героем может быть каждый. Простой человек, накинувший куртку на плечи мальчика, считающего, что его мир рухнул".

"A hero can be anyone. Even a man doing something as simple and reassuring as putting a coat over a little boy’s shoulder to let him know the world hadn’t ended.”


Этот фильм станет легендой.

Анна М. Островская, 2012


Категория: Между строк... | Добавил: anna-ostrov (02.08.2012) | Автор: Анна М. Островская
Просмотров: 1362 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Анна М. Островская © 2008 |  
Форма входа
Поиск
ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0