Сейчас в кино идут два замечательных фильма, в которых играет Кристиан Бэйл. Это «Темный рыцарь: возрождение легенды» и «Цветы войны».
Оба фильма хороши, и я рекомендую посмотреть их на большом экране, вы
получите истинное удовольствие от обеих историй. Но эта заметка не
только о них. Я уже не раз писала много хороших слов об этом
человеке, это один из первых зарубежных актеров, который мне понравился.
Около десяти лет прошло с тех пор, как я обратила на него внимание в
фильме «Эквилибриум», вышло много новых фильмов, и это по-прежнему
человек, входящий в первую тройку звёзд, фильмы с участием которых я
стараюсь не пропускать. Пожалуй, это самое давнее моё увлечение в мире
кинематографа, и очень стойкое. Для меня он навсегда в списке лучших:
рядом с Джозефом Файнсем и Майклом Фассбендером и чуть-чуть впереди
Бенедикта Камбербэтча. И я с удовольствием спустя несколько лет
возвращаюсь к этой теме. Знакомьтесь, один из трёх моих самых любимых
актеров – Кри́стиан Чарльз Фи́лип Бэйл.
Бэйл
британец, валиец по происхождению, с 2010 года он является также
гражданином США. Актерскую карьеру он начал очень рано, в детском
возрасте. А сейчас ему 38 лет, он давно и счастливо женат, воспитывает
красавицу дочку, много снимается и отмечен почти всеми самыми
престижными кинопремиями. Кристиан Бэйл - обладатель Оскара (2011),
Золотого глобуса (2011), Сатурна (2006), Премии MTV (2008) и даже нашего
российского "Жоржа" (2008). Один из его принципов: «Чем меньше вы
знаете об актёре, тем легче вам поверить тому персонажу, которого он
играет, вот одна из формул успеха». Поэтому я напишу не о нем, а о его
работах. В его фильмографии столько фильмов, что я пока посмотрела
далеко не все, и расскажу только о своих самых любимых.
Я уже много писала о том, что «Эквилибриум» (2002г.)
- один из самых моих любимых фильмов. Именно в этом фильме мне
запомнился Бэйл. Это фильм-антиутопия, повествующий о жизни в
пост-военное время, когда все человеческие чувства под предлогом того,
что они являются источником агрессии, попали под запрет. Чувствовать
стало запрещено под страхом смерти, и появились специальные карательные
отряды, истребляющие всех, кто отказывается принимать «прозиум»
(блокатор эмоций) и осмеливается любить, плакать и смеяться, ощущать
хоть что либо, отличающееся от равнодушия. Бэйл играет клерика Престона,
члена элитного карательного подразделения, который в какой-то момент
забывает принять «прозиум» и вдруг испытывает на себе всю мощь
обрушившихся на него чувств. Тогда, десять лет назад, когда только
вышел этот фильм, мне он стал так близок потому, что и я выросла с
запретом на многие эмоции – как и большинство людей. Всем нам это
знакомо: мальчики не плачут, девочки не злятся, в школе можно только
спокойно сидеть за партой и нельзя возражать учителю, и так далее.
Эмоции, запертые внутри нашей совести, а также в рамках принятых в
обществе норм, правил и запретов, зачастую бурлят внутри и мучают
человека – это происходит не только в сценариях фантастических фильмов,
это реальность. Мне было понятно это состояние. Сейчас, когда я работаю
в сфере арт-терапии и психологии, «Эквилибриум» приобрел для меня еще
одно важное значение: в фильме метафорическим языком показано всё то,
что происходит с человеком в процессе психотерапии. Как размораживаются
те эмоции и чувства, которые он долгие годы запрещал себе. И как это всё
непросто. Бэйл сыграл в «Эквилибриуме» блестяще, но нельзя не отметить и
двух других запоминающихся актеров. Шон Бин сыграл напарника Джона
Престона, клерика Эррола Партриджа, с «преступления» которого и
начинают разворачиваться события фильма. Это моя любимая роль Бина, и в
фильме звучат потрясающие стихи Йейтса, которые теперь для меня
ассоциируются с ним. А Эмили Уотсон сыграла нежную и женственную Мэри
О’Брайен, которая поплатилась своей жизнью за то, что осмелилась
чувствовать. Она появляется в фильме буквально на пять минут, но её
глаза запоминаются - как символ вечного женского стремления к любви. Её
Мэри - красивая, сильная и такая хрупкая женщина, которая всего лишь не
хотела быть бесчувственным роботом, а хотела просто жить.
«Эквилибриум»
- фильм о многом, в том числе и об одной из главных дилемм в жизни и в
психотерапии: невозможно убрать только грусть и оставить только радость,
невозможно запретить только агрессию и разрешить только любовь.
Человеческие чувства имеют светлую и темную сторону. Запрещая себе
печалиться, мы подавляем в себе и способность испытывать радость и
настоящее счастье. Пугаясь собственной агрессии, мы избегаем и любви.
Что с этим поделать? Научиться испытывать эмоции так, чтобы они не
ранили себя и других. Научиться жить с ними и взаимодействовать с ними.
Это так непросто, и об этом снимали и снимут еще тысячи фильмов, а
проблема всё равно останется.
Кристиан Бэйл уже снимался в паре с Эмили Уотсон в другом фильме, за 5 лет до «Эквилибриума» - это была драма 1997 года «Метролэнд».
Фильм о кризисе молодой семейной пары, который разразился с приездом в
гости старого друга. Он начинает искушать главного героя (которого и
играет Бэйл), примерного семьянина, прелестями холостой жизни, новыми
впечатлениями и старыми воспоминаниями. И семья, жена и налаженная жизнь
начинает казаться главному герою чем-то скучным и серым, а городок, в
котором он живет, уже не кажется ему наилучшим местом для жизни – ведь
когда-то, в юности, он мечтал жить в Париже. И любил совсем другую
женщину…
Через такой период проходят все пары. «Метролэнд» - это
не место, это состояние души. Бэйл и Уотсон показывают историю
среднестатистической семейной пары, каких миллиарды во всем мире. Кто-то
справляется с подобным кризисом, кто-то нет, но всем нам ситуация,
описываемая в этом фильме, знакома и понятна. То, что потом эта же пара
Бэйл+Уотсон вместе снялась в «Эквилибриуме», мне кажется очень
символичным. Сейчас такое время, когда брак как институт сам переживает
кризис. И одна из причин – равнодушие и нацеленность на подавление своих
чувств в угоду успешности. Стоит ли удивляться тому, что пара из
«Метролэнда» в «Эквилибриуме» сталкивается уже не с вопросами развода, а
с вопросами жизни и смерти.
Еще один фильм, вышедший на экраны до «Эквилибриума», но увиденный мной только в этом году, - «Власть огня».
Фильм как бы о драконах, которые пробудились ото сна и чуть не
истребили всё население Земли. На самом деле, конечно, он о мужестве и о
жажде жизни. Но я бы не сказала, что эта история оставила в моей душе
большой след. Из фильмов о мужестве с участием Бэйла я бы лучше отметила
«Поезд на Юму», «Спасительный рассвет» и «Цветы войны».
«Поезд на Юму»
- это вестерн. Вторая главная роль у Рассела Кроу, и оба они – и Кроу, и
Бэйл – в этом фильме просто великолепны. Кроу играет разбойника Бена
Уэйда, которого необходимо доставить к поеду на Юму, чтобы увезти в
тюрьму и отдать под суд. Ну а Бэйл играет Дэна Эванса, фермера, который
вызвался быть одним из конвоиров, а в результате оказался с преступником
один на один. Под видом вестерна замаскировалась архетипическая история
о борьбе добра и зла внутри каждой человеческой души. И о
мужественности, которая побеждает порой ценой невероятных усилий и даже
жизни. А еще этот фильм для меня о том, на какие неоправданно опасные и
горькие поступки толкает мужчину неверие любимой женщины. И о том, как
важен для сына пример отца. И о многом-многом другом. Как и почти все
фильмы с участием Бэйла, этот фильм многослоен и очень динамичен.
«Спасительный рассвет» и «Цветы войны» - две реальные истории о двух разных войнах. Но обе они о том, из какой грязи и из какого ужаса рождается героизм. «Цветы войны» я вообще считаю одним из лучших фильмов, это очень страшная и в то же время очень светлая история, о которой я уже писала более подробно.
Писала я уже и о фильме «Престиж», где Бэйл великолепно сыграл в паре с Хью Джекманом. И о трилогии Нолана о Бэтмене я уже тоже говорила не раз.
Бэтмен в исполнении Бэйла настолько хорош, что не завидую я тем, кто
попытается сейчас перезапустить франшизу… Сделать эту работу лучше, чем
Нолан, Бэйл и другие люди, вложившие душу в трилогию о Темном Рыцаре,
просто невозможно.
Лучше я напишу подробнее еще об одном давнем фильме, который я посмотрела только на днях. Называется он «Новый свет»,
это фильм 2005 года, режиссера Терренса Малика. Это история индейской
принцессы Покахонтас. В главных ролях К'Орианка Килчер, Колин Фарелл и
Кристиан Бэйл. Малик снимает удивительные фильмы, каждая его работа –
это притча, метафора, медитация, сон… В каждом фильме – заархивированная
история всего человечества. Последняя его работа, «Древо жизни» -
вообще один из самых любимых моих фильмов, а «Новый свет» - это
предыдущий фильм Малика, очень похожий на «Древо» по настроению. В
истории Покахонтас многие могут узнать и себя, и свой жизненный путь, и
историю любого из переселений на протяжении истории человечества. Это
рассказ и о взрослении, и о любви, и о нежности, и о доверии. Актеры в
этой работе словно светятся, все трое. Ни в одной из других ролей я не
видела такого мягкого взгляда у Фарелла и таких горящих глаз у Бэйла.
Фильм пронизан нежностью и грустью, светом и теплом. Любителям романтики
очень рекомендую посмотреть его, желательно на экране побольше – все
фильмы Малика очень красивы, словно прекрасные картины в галерее жизни.
В фильмографии Бэйла ещё много работ, но на сегодня, пожалуй, я остановлюсь. Все знают о том, что для ролей в «Машинисте» и в «Бойце»
он резко сбрасывал вес и превращался из красивого сильного мужчины в
истощенную тень. Правильно и нормально ли это – пусть этот вопрос
останется за кадром. У всех свои недостатки и странности. Точно можно
сказать одно: Кристиан Бэйл не цепляется за свою природную красоту и
легко расстается с нею ради интересных ролей. И возвращает потом обратно
и силу, и здоровье, и харизматичную привлекательность, также, как это
сделал его самый яркий кинообраз – Бэтмен. Сейчас у Кристиана Бэйла не
самый простой период. После печальных событий на премьере фильма «Темный
рыцарь: возрождение легенды» в американском городке Аврора, которые
конечно подкосили его, ему предстоит снова возрождаться, подниматься и
идти дальше. В 2013 году выйдет сразу несколько новых фильмов с его
участием, которые я очень жду. Надеюсь, мы увидим еще много ярких
образов, созданных Кристианом Бэйлом, и это всегда будет интересно.