Несколько дней назад мне пришло такое письмо от читателя моих стихов:
"Аня,
Вам не надо учиться. Вы можете лечить людей своими стихами сейчас, а
знания в области психологии всё только испортят. Лишние знания- многие печали."
Это
письмо меня удивило. Как-то встряхнуло, заставило задуматься. Что имел
в виду автор, почему решил написать мне такое послание? Верно ли то, о
чём говорится в этом письме?.. Несколько дней я то и дело возвращалась
к мыслям об этом. В итоге составила своё мнение, и оно противоположно
выше сказанному.
Стихосложение
- удивительный дар. Стихи - даже не образ жизни, а что-то большее.
Очень верно сказала об этом Вера Павлова: "Поэзия - не образ жизни, не
стиль, не метод. Стихотворение - система координат, но не оно в нее
вписано, а она - в него". Живя в этой системе координат, хорошо
понимаешь, что в каждой строке любой читатель найдет что-то своё. Между
строк каждый уловит нечто важное и обращенное лично к нему. И это
междустрочие будет своим, индивидуальным, аутентичным у каждого
читателя. Хотя, казалось бы, стихотворение
состоит из строк, слов, наконец букв, которые должны быть одинаково
прочитаны всеми, но прочитаны они могут быть и одинаково, а вот поняты
- по-разному.
Да,
действительно, стихи в какой-то мере могут врачевать души. Могут и
калечить... Если стих написан с добром, от сердца, то междустрочием
своим он стучится в глубину души, в бессознательное, в правое полушарие
мозга - у кого как психика устроена. Словно бальзам ложится на раны,
заживляя их. Или, наоборот, вскрывает гнойники и болезненным уколом
заставляет душу зашевелиться, скорчиться от боли, чтобы вспомнить -
душа еще жива, еще умеет чувствовать...
Но
почему же этому должно мешать психологическое образование? Есть
удивительные примеры, когда стихи в устах психотерапевтов и психологов
превращаются в инструмент помощи множеству людей. Вспомните хотя бы
яркие, искренние и точные стихи Владимира Львовича Леви,
психотерапевта и врача, автора удивительно душевных, простых и добрых
книг по психологии. Не совру, если скажу, что многие мои вопросы мне
помогли решить эти стихи. В трудной для меня ситуации книга Леви
"Одинокий друг одиноких" помогла мне, вдохнула свежую струю жизни.
Именно стихи - самый тонкий и самый точный инструмент Леви:
Душа, не умирай. Душа, питайся болью.
Не погибай, насытиться спеша.
Надежда - злейший враг. Гони ее с любовью.
Безумием спасай себя, Душа.
Во взлете весь твой смысл, во взлете - и паренье
над суетой - ты крылья сотворишь
из кожи содранной,
и яд стихотворенья
заменит кровь,
и ты заговоришь. (1)
В устах психотерапевта уместное стихотворение становится целительной притчей. "Притча - это одновременно и мудрость, и путь к мудрости" (А.Княжицкий). Каждый человек услышит в стихах что-то своё, найдет собственный путь к собственным ответам на свои же вопросы. "Замечено,
что умело (!) использованные в психологическом консультировании притчи
почти не встречают сопротивления и легко преодолевают психологические
защиты, выстроенные сознанием клиента. Своевременно и правильно
рассказанная притча может оказать большее воздействие на человека, чем
длительное объяснение причин имеющихся у него проблем и возможных
вариантов их решения" (2:17)
Когда
человек слушает притчу или стихотворение, чтобы сложилось его личное,
индивидуальное понимание этих строк, ему необходимо приложить
творческие усилия. Человек извлекает тот смысл, к которому он в данный
момент готов, и который для него сейчас актуален и полезен.
О.Евтихов и Т.Трепашко в своем сборнике притч "Грааль мудрости" выделили следующие функции историй:
1. Функция отражения.
2. Функция моделирования ситуации.
3. Функция хранения опыта.
4. Функция трансляции традиций. (2:18,19)
Стихотворение,
как и притча, позволяет человеку сравнить его мысли и переживания с
тем, о чем говорится в этих строках, и воспринять то, что в данный
конкретный момент соответствует его внутреннему "Я". Стихотворение, как
и притча, на модели помогает человеку увидеть варианты ответов на свои
вопросы, разглядеть способы решения своих проблем. При этом каждый
человек увидит свою собственную модель, и по-своему сопоставит её со
своей жизненной ситуацией. Стихотворения, как и притчи, легко
запоминаются, и будучи связанными с опытом, помогают сохранять его. В
историях, притчах, стихах, былинах и т.д. "запечатлены социальные,
культурные и семейные традиции и индивидуальные традиции как результат
жизненного опыта. В этом смысле истории направляют мысль за пределы
индивидуального жизненного горизонта и передают дальше эстафету мыслей,
размышлений, ассоциаций" (2:19).
Так
чем же плохи стихи в палитре инструментов психолога или психотерапевта?
Помешают ли стихи психологу или психотерапевту? На мой взгляд,
напротив, они могут и должны быть использованы для помощи в
психотерапевтическом общении.
Можно
возразить, что стихи - это всего лишь субъективное отражение их автором
его же внутреннего мира. Чем, спрашивается, они могут помочь другому
человеку? Но в том-то и чудо стихотворения, что прочитано и понято оно
будет в соответствии с внутренним миром читателя, оно будет незаметно
"приспособлено" им для себя. И лишнее из стихотворения читатель не
возьмет - возьмёт лишь то, что ему уже близко. А если нет пересечения,
если нет в этом стихотворении ничего родного, то оно останется не
понятым, с негодованием отвергнутым, осмеянным или просто незамеченным.
И даже это может стать предметом для анализа в терапии.
Помешает
ли психологическое образование творчеству, вдохновению? Почему вдруг?
Среди моих знакомых есть поэты с геологическим образованием, с
техническим и с математическим, вовсе без образования и ЕЩЁ без
образования - просто потому что дети. Никому пока работа не мешает
творить. И кстати говоря, творческий человек - творческий во всём, в
том числе и в своей работе, какой бы она ни была. Работа психолога -
это тоже вид творчества. Её тоже можно назвать системой координат. И в
эту систему стихи вписываются прекрасно.
Сужает
ли психологическое образование ту систему координат, которая вписана в
стихотворение? Нет, не сужает. Среди множества соседствующих в
психологии парадигм о человеческой психике каждый человек найдет свою
точку отсчета. Научится не принимать на веру ни одну из гипотез о
строении психики. Научится удивляться каждому пациенту и для каждого
создавать свою терапию. Научится для каждого находить те слова, которые
нужны именно этому клиенту. И почему бы эти слова не облечь в
стихотворную форму? С оговоркой, что это поможет лишь тому клиенту,
который сам существует хотя бы немного в стихотворческой системе
координат, который способен понять и принять помощь в таком виде.
Вспоминается
известная в психологических кругах поговорка: "Важно не то, каков твой
терапевт, важно то, как ты об него лечишься". Грубовато звучит, но
отчасти это верно. Человек приходит к психологу уже созревшим для
изменений, в той или иной степени - кто-то больше, кто-то меньше. Кто
совсем не готов меняться - вряд ли попадет в кабинет психолога. А
если уж пришел, если уж хочет пройти несколько шагов в своей жизни
рядом с профессиональным попутчиком, если уж выбрал в попутчики именно
этого психолога, значит так тому и быть. Выбор психолога никогда не
бывает случайным, случайной может быть разве что первая встреча, да и
то случайная она с множеством оговорок. К психологу-поэту скорее всего
не придет клиент, который терпеть не может стихи и творчество. А если
придет - значит, вполне вероятно, с ещё не осознанным желанием эту
установку изменить. Поэт-психолог будет востребован наряду с другими
специалистами, работающими в самых разных направлениях психотерапии.
Потому что каждый клиент ищет того профессионала, который подходит
именно ему. И если кто-то ищет именно поэта-психолога, то найти вполне
можно, как я в свое время нашла книги Леви, оказавшие сильное влияние и
на мою жизнь и на моё творчество.
Лишние
знания - многие печали. Но кому из нас дано понять, какие знания для
него лишние? Тем более, что каждый из нас рано или поздно приходит к
небезызвестному: "Я знаю, что ничего не знаю" (Сократ).
Я
не знаю, получится ли у меня стать хорошим психологом. Но я знаю, что
мне нравится учиться и что мне это интересно. И что я очень хочу
освоить именно эту профессию. А стихи... Они не спрашивают моего
разрешения, когда приходить, а когда нет. Вдохновение мало подчиняется
разуму. Когда суждено прийти стихам - они придут. Многие из них уже
нашли своих читателей, критиков и ценителей. Многие еще найдут. У
стихов своя жизнь, она почти не зависит от автора. Стихотворение,
попадая в Сеть или в печать, начинает своё плавание по людским душам, а
автор может только помахать рукой с берега и пожелать своему творению
доброго пути. Отпустить в дальний путь, как своего выросшего и
повзрослевшего ребенка. И если стихотворение находит свой причал в
человеческих сердцах, значит так и должно было быть. Значит, всё не
зря. Значит, ключ от какого-то страдающего сердца найден...
КЛЮЧ-ЕВЫ-е слова
Заключена большая сила
В источнике твоей души.
И запирать свой Дар ты не имеешь права.
Не отключай себя от мира,
Жить в заключеньи не спеши,
Замок на сердце - бытия отрава.
Ты на любовь не налагай запрет,
Не закрывай замки
На том, что в радость сердцу...
Для любопытного ума предела нет,
Нет страха для целительной руки,
И для ключа найдётся дверца...
В ключе словесном ты вопрос найдешь,
Ответ ищи в душе,
А в сердце - скважины замочной прорезь...
Отринь кувшин, отныне ты к источнику идешь...
Где бьет ключом
Тысячелетий мудрость...
Испей... Но в заключительной строфе
Ищи не точку - только запятую...
И текст тебе свои откроет тайны...
И от души страдающей, сквозь мрак,
Ты будешь различать свой тайный знак -
Свой ключ.
© Copyright: Анна М. Островская, 2008 http://anna-ostrov.my1.ru/
Список использованных источников:
1. http://www.serann.ru/t/t322_1_0.html, http://www.levi.ru
2. Евтихов О.В., Трепашко Т.В. Грааль мудрости. Кн.1. - СПб.:Речь, 2005. |