Вторник, 26.09.2017, 22:53

          Междустрочие...    ПСИХОЛОГИЯ И ТВОРЧЕСТВО                                        

ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Между строк... [127]
Мои статьи для журналов и сайтов [30]
Любимые книги [3]
Любимые фильмы [43]
Любимая музыка [4]
Любимые картины [3]
У ЖИЗНИ НА КРАЮ (читать книгу он-лайн) [8]
Книга о том, как выживать в окружении терминально больных людей, сохраняя способность радоваться жизни
Анна М. Островская. СТИХИ [33]
Анна М. Островская. ПРОЗА [4]
 Каталог статей
Главная » Статьи » ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ (Анна М. Островская) » Между строк...

От третьей звезды и налево, до самого утра. Часть 1

У жизни на краю

Анна М. Островская

Предисловие



Глава 1. От третьей звезды и налево, до самого утра.

Часть 1
СПОЙЛЕР

Есть один фильм, который я очень люблю. Он называется «Третья звезда» («Third Star», 2010г., Великобритания, режиссер Хэтти Далтон). Фильм рассказывает о небольшом путешествии четырёх друзей. Всем им около тридцати, а один из них, Джеймс, уже никогда не отпразднует своё тридцатилетие, потому что он смертельно болен – у него саркома Юинга, и он не доживет до следующего своего Дня рождения. Вместе с тремя друзьями он отправляется к заливу Барафандл, чтобы провести несколько счастливых дней вместе и попрощаться. Этот фильм описывают как «комедия, драма», и это истинная правда. Половину фильма смеёшься над проделками этой четверки оболтусов, а вторую половину фильма плачешь, чувствуя их боль. Эти четверо – такие разные и в то же время такие близкие люди.

«Третья звезда» - в первую очередь история о дружбе, а уж потом о смысле и ценности жизни, о боли и смерти. Фильм обо всём. И, конечно, в его центре оказывается простой и в то же время тяжёлый факт: это последнее совместное путешествие четверых друзей. Это их последний шанс побыть вместе.

Каждый из них олицетворяет собой один из типичных образов современного человека, проживающего совершенно не ту жизнь, о которой мечтал.

Майлз (которого играет Джей Джей Филд) в юности хотел быть писателем, и даже написал роман. Но после смерти своего отца от рака Майлз отчаялся, забросил литературу и начал зарабатывать на жизнь более легким, но менее интересным способом – стал копирайтером. Когда заболел его друг Джеймс, Майлз отдалился от него, потому что не смог перенести и принять эту ситуацию: друг умирает, также как и отец, и с этим ничего невозможно сделать. Приближение второй смерти близкого человека оказалось для него непереносимым. Но отказать другу в просьбе о совместном путешествии Майлз не смог, и отправился в путь, прихватив с собой мобильник, чтобы вести дела по телефону и таким образом поддерживать связь с окружающим миром: с работой и с любимой женщиной.

Билл (которого играет Адам Робертсон) отправляется в этот поход с удовольствием: он счастлив хоть немного отдохнуть от удушающей заботы своей девушки, с которой и рад бы расстаться насовсем, но не может. Его удерживает чувство долга: девушка ждет ребенка, и Билл не может пойти против своей совести и бросить её. Он собирается жениться, но друзья не слишком радуются за него, ведь они понимают, что счастья в этом браке не будет. Когда-то у Билла тоже были амбиции – он хотел стать агрономом-консультантом. Но это тоже не сбылось. В поход с друзьями он берет с собой саженец  дерева, который он вырастил из самого зернышка, чтобы посадить его на берегу залива в честь Джеймса.

Дейв (которого играет Том Бурк) живёт, помогая другим. Он потерял работу и снова стал жить с пожилой матерью. А когда заболел Джеймс, Дейв с головой ушёл в заботу о нём. Мысль о том, что скоро Джеймс умрёт, для него невыносима, ведь сейчас он живет только ради помощи другу. Что же будет, когда Джеймса не станет?

Главную роль, умирающего от саркомы Джеймса, исполнил Бенедикт Камбербэтч.

Именно Джеймс придумал отправиться в этот поход с друзьями. Ему хотелось уехать подальше от горя и жалости своих родителей и сестры. Хоть ненадолго ощутить себя живым, а не умирающим. Ему нужна всего одна ночь у залива Барафандл. Всего одна ночь, чтобы проститься со своими самыми близкими друзьями и попросить их об услуге.

Джеймса мучают сильные боли, и он постоянно принимает морфий, вызывающий у него галлюцинации и повторяющиеся сны. Но, несмотря на сложности, он упорно движется к конечной цели путешествия на своих двоих, а когда устает и мучается болью в ноге,  друзья везут его на специальной коляске.

На протяжении фильма зритель словно проживает четыре разные жизни вместе с героями, словно примеряет их на себя. И все они оказываются неуютными, несчастливыми – каждая по-своему. Джеймс хочет больше времени, он не готов уйти из жизни, но вынужден терпеть боль и готовиться к смерти. Его фигура оказывается центральной в этой истории. Но которая из четырех жизней сложилась более трагично – это еще большой вопрос.

Первые вопросы, которые ставит перед нами этот фильм: как же так получилось, что такой молодой парень умирает от рака? Почему, за что такое наказание? Или это трагическая случайность? Почему он, почему так рано? Где же справедливость?

Когда тяжело заболевает кто-то из близких, все эти вопросы обрушиваются на нас словно водопад. "The sickness may be mine, but the tragedy is theirs” – «Болезнь может и моя, но страдают они» - говорит Джеймс о своих родителях и сестре. Рак – очень сложная болезнь, и одна из точек зрения о причинах онкологических заболеваний состоит в том, что  заболевший принимает на себя всю тяжесть семейной системы. Он становится идентифицированным пациентом, то есть болеет за всю семью. Это не означает, что близкие виноваты в его болезни. Это означает скорее то, что болезнь выбрала именно этого человека, чтобы что-то показать всей его семье. А он, осознанно или, чаще, бессознательно, принял этот выбор.

Осознанно или неосознанно, мы часто чувствуем вину перед заболевшим близким человеком. Вину за то, что нам суждено пережить его, и мы не властны удержать его в этой жизни. Вину за то, что, как нам кажется, мы мало дали ему, мало любили, успели сказать не все хорошие слова. Может быть, обидели чем-то когда-нибудь или отказали ему в чем-то. Мы можем ощущать и гнев, и досаду, ведь он уходит, бросает нас. Мы ощущаем безмерную грусть, теряя того, кого любим. И все эти чувства накатывают на нас одновременно или поочередно, интенсивно или менее сильно. В любом случае наша психика подвергается огромным нагрузкам.

Умирающий человек тоже оказывается в облаке тяжелых эмоций. Он сталкивается и с собственной душевной болью, с физическими страданиями и страхом приближающейся смерти. И к тому же он окружен нашими страхами и болью, тяжелым сгущающимся эмоциональным фоном, в котором может оказаться не слишком приятно проживать свои последние дни. И его тоже может мучить вина перед близкими, и гнев, и стыд. Мощь эмоций, обрушивающихся на него в преддверии ухода, может оказаться воистину страшной. В первых же кадрах фильма Джеймс произносит: «Я должен уехать подальше от их жалости и горя. Боже, как же мне надо сбежать!» И он убегает, в компании своих друзей, оставляя родителей и сестру с их тоской и печалью.

Куда он бежит и от чего? Прежде всего, от себя самого. От постоянной боли существования. Ирвин Ялом полагает, что именно боль существования – главная проблема, с которой все мы сталкиваемся. «Я уверен, что основным предметом психотерапии всегда бывает эта боль существования, а вовсе не подавленные инстинктивные влечения и не полузабытые останки прошлых личных трагедий, как обычно считается», - пишет он в своей книге «Экзистенциальная психотерапия».

В экзистенциальной психологии существует перечень вопросов, с которыми людей неизбежно сталкивает жизнь, и в решении которых они часто прибегают к помощи психотерапевта. Это даже не вопросы, а скорее фундаментальные основы существования, против которых мы ничего не можем сделать, а принять это нам непросто. Вот что говорит Ялом: «Я обнаружил, что для психотерапии имеют особое значение четыре данности:  неизбежность смерти каждого из нас и тех, кого мы любим;  свобода сделать нашу жизнь такой, какой мы хотим;  наше экзистенциальное одиночество;  и, наконец, отсутствие какого-либо безусловного и самоочевидного смысла жизни» (И. Ялом, «Экзистенциальная психотерапия»).

Четыре героя «Третьей звезды» олицетворяют собой эти четыре данности человеческого существования.

«Неизбежность смерти каждого из нас» - та данность, которую представляет нам Джеймс. Он умирает, он знает это, и ему очень больно. «Я не хочу умирать! – говорит он. – Мне нужно больше времени!». Каждый из нас рано или поздно сталкивается с этой мыслью. У Джеймса рак, и это заставляет его думать о смерти постоянно. Но и здоровые люди каждый день своей жизни приближаются к своей кончине – все жизни рано или поздно заканчиваются. Все мы живем с постоянной болью от этого: мы смертны.

«Свободу делать нашу жизнь такой, какой мы хотим» нам представляет, пожалуй, Майлз. Именно он в конечном итоге всё-таки решается на почти невозможное: даёт себе право быть счастливым с женщиной, которую полюбил, и которая отвечает ему взаимностью. Но сколько трудностей это порождает: ведь эта женщина – сестра Джеймса, и у неё есть семья и дети. Её ждет развод с мужем, со всеми вытекающими последствиями.  Это цена, которую Майлз и его любимая заплатят за своё счастье – за свою свободу жить так, как они хотят. Легко ли решиться на такие перемены? Большинству людей трудно. Ведь это стремление к собственным мечтам неизбежно связано с крахом чьих-то чужих мечтаний. В данном случае, условно говоря, пострадавшей стороной окажется муж возлюбленной Майлза и её дети. Хотя жизнь когда-нибудь обязательно расставит всё по своим местам.

«Тебе нужно моё благословение?» - спрашивает Майлза Джеймс. «Нет, - отвечает тот. – Я сделаю это в любом случае». Почему он так поступает? Почему он оказывается способен разрушить чью-то семью ради того, чтобы получить любовь? Просто столкнувшись с ранней смертью своего отца, Майлз как никто другой из четверых друзей понимает: жизнь очень коротка. И на то, чтобы побыть счастливыми, нам отведено не так уж много времени.

«Джеймс, послушай, отец всегда говорил мне: есть только одна вещь лучше и больше всего в этом мире. И если я его сын, я должен сам понять, что это. Я понял!» - говорит Майлз. И Джеймс желает ему удачи: «Надеюсь, у тебя всё получится». Майлз словно пытается стать счастливым за двоих: за себя и за своего отца. И его друг принимает это.

Билл, в отличие от Майлза, сделал противоположный выбор. Он отказался от собственного счастья в пользу долга и ответственности. Он не любит женщину, на которой планирует жениться. На мой взгляд, Билл представляет нам экзистенциальное одиночество, во всём его пугающем великолепии.

«Мы оба знаем, что большинство людей довольствуются тем, что, по их мнению, лучше одиночества, - говорит Биллу Майлз. – Любовь, о которой ты говоришь, - это зависимость. Ты постоянно думаешь: «я не могу без неё!» - и делаешь всё, чтобы это не кончилось. Ты зависишь от этого».

Семья без любви, в которой оба партнера зависят друг от друга, - вот, пожалуй, самое одинокое место на Земле. Когда человек один, у него есть ещё надежда встретить свою «половинку». Но если двое состоят в браке, и любви в этих отношениях нет, то переживание одиночества может оказаться невыносимо тяжелым.

Друзья пытаются отговорить Билла от ошибочного, по их мнению, шага. «Используй эту ситуацию, чтобы начать всё сначала» - говорит Джеймс. Но Билл уже не может себе этого позволить. Речь идет уже не только об отношениях двоих людей. Его невеста беременна, и Биллу приходится принимать решение не только за себя, но и за будущего ребенка.

«Да, это очень бледная версия того, о чём я мечтал, но я действую так, как того требует ситуация. А я буду смотреть, как рушится моя жизнь… Можно же было раньше мне сказать?!» Вот другая сторона свободы делать нашу жизнь такой, как мы хотим: когда наше желание противостоит голосу совести, мы должны сделать выбор. И каждый делает его так, как считает правильным.

Билл вёз с собой дерево, чтобы посадить его у залива Барафандл. Но он швыряет это дерево в море в тот момент, когда осознаёт безвыходность своей ситуации. Этот жест напомнил мне миф об Орфее, который мог покинуть царство Аида и вернуться в мир живых, только предъявив Харону у переправы золотую ветвь из рощи Персефоны. Билл словно отказывается от выхода из своей ситуации. Он принимает её неизбежность, но чувствует при этом ярость и обвиняет друзей в том, что они не помогли ему вовремя осознать ошибку. Но могли ли они за него сделать выбор?

Четвертую данность человеческого бытия - «отсутствие какого-либо безусловного и самоочевидного смысла жизни» - в этом фильме нам показывает Дэйв. Он живёт для других – помогает маме, помогает Джеймсу, но словно вовсе не имеет какой либо собственной жизни, какой-то очевидной собственной цели. «Почему ты так отчаянно хочешь быть нужным? - спрашивает его Джеймс. – Я благодарен тебе, но что же ты будешь делать, когда меня не станет? Даже представить не могу». Дейв тоже не может себе этого вообразить. Из четверых друзей именно он провел с Джеймсом больше всего времени, ухаживая за ним с самого начала болезни. Это служение стало смыслом его жизни. Но Джеймс уходит, и Дейву предстоит искать новый.

Продолжение следует: Часть 2

Анна М. Островская, 2011-2012
Копирование разрешено только при условии указания авторства и действующей ссылки на сайт "Междустрочие" http://anna-ostrov.my1.ru/
Категория: Между строк... | Добавил: anna-ostrov (06.04.2012) | Автор: Анна М. Островская
Просмотров: 1977 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.8/5 |
Всего комментариев: 1
1  
Спасибо, что читаете нас! Это действительно хороший фильм, и его приятно рекомендовать. Хорошего всем просмотра! smile

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Анна М. Островская © 2008 |  
Форма входа
Поиск
ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0