2002 г. обл. Изд. Речь СПб

 

Авторская сказкотерапия

Доктор Балу (Андрей Владимирович Гнездилов) - настоящий петербургский Сказочник, сохранивший традиции Добрых Волшебников. Кроме того, Андрей Гнездилов - доктор медицинских наук, профессор, почитаемый учеными разных стран, подвижник и общественный деятель, организовавший первый хоспис. Неутомимый исследователь и "генератор" новых методов в психотерапии: сказкотерапии, имидж-терапии, терапии колокольным звоном и пр.

Многие считают, что сказкотерапия (разбор сказок в психологических, психотерапевтических целях) показана только детям. Им, мол, привычнее отождествлять себя с героями и верить в победу Добра над Злом. Дети еще не имеют богатого социального опыта, поэтому выдумывают развитие событий, наделяя реальных персонажей сказочным прошлым или будущим. Детям легче фантазировать, чем рассуждать последовательно. Им свойственно концентрировать внимание только на интересном. Об этом забывают родители неутомимых фантазеров, жалующиеся на поток нескончаемого "вранья". Дети - умнее, им неинтересно давать банальный ответ, который от них и ждут, на банальный вопрос "как ты провел день". И они придумывают сказку, на первый взгляд - бессмысленную. Вот тут-то родителям и включить бы свои полушария, и понять, что имеет в виду их ребенок, манипулирующий сказочными фантомами. Самоутверждается? Мечтает о брате/сестре? Компенсирует страхи - или просто получил слишком много впечатлений за день и выводит их погулять в другой мир, в этом уже тесно…

Известно, что примерно до 10-12 лет у детей преобладает "правополушарный" тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Именно поэтому сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о Мире. Если первое десятилетие жизни в этом отношении складывалось у ребенка благополучно (заботливые родители и педагоги читали, рассказывали сказочные истории, совместно их обсуждали), то в бессознательном маленького человека формируется своеобразный "банк" жизненных ситуаций. То есть набор знаний о динамике внутренних процессов, способов взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации, устройстве Мира и пр. Если сказочные и мифологические истории не обсуждались с ребенком, а просто читались или рассказывались, этот "банк", эти знания находятся в ПАССИВНОМ состоянии. Это тоже прекрасно, ибо РЕСУРС успешной социализации в любом случае у ребенка имеется.

Если же взрослые нашли в себе силы и мудрость обсуждать с ребенком сказочные истории, осмыслять ЖИЗНЕННЫЕ УРОКИ, ища параллели с реальными явлениями, то "банк" знаний о Мире переходит в АКТИВНОЕ состояние. Что это значит? Ребенок естественным путем формирует способность осознанно действовать, видеть причинно-следственные связи между событиями; размышляет о своем ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ, исследуя собственные способности и возможности; осознанно и неосознанно проявляет созидательные ипостаси души.

Но ведь дорогие товарищи взрослые, как говорила ведущая передачи "В гостях у сказки", тоже постоянно апеллируют к выдумкам. Например, во время семейной ссоры жена говорит мужу: а если бы ты вдруг.… Или: а вот представь, что я… Человек проще рассуждает о чужих проблемах и не любит собственный разбор полетов. В таких случаях сказкотерапия помогает взрослым людям узнать, какие мотивы движут партнерами в сложных ситуациях, что для них любовь, ненависть, дом, семья… Психолог предложит семейной паре разобрать какую-либо сказку, подходящую по смыслу к их проблеме. Каждый выскажет свое мнение по поводу героев сказки, их возможного будущего. После такого сеанса психологическая картина семьи будет расписана до мелочей.

 

Сказка на ночь

Особенностью работы в системе сказкотерапии является взаимодействие с клиентом на ценностном уровне. Психологические, культуральные, педагогические проблемы прорабатываются благодаря опоре на нравственные ориентиры, духовные ценности и личностные потенциалы. Ведущими идеями сказкотерапии являются:

  • осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни;
  • понимание причинно-следственных связей событий и поступков; познание разных стилей мироощущения;
  • осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром;
  • внутреннее ощущение силы и гармонии.

 

 

Вот основные функции психотерапевтических сказок:

  • Сказка восполняет пробелы индивидуальной истории клиента и дополняет ее общечеловеческой информацией.
  • Сказка позволяет актуализировать вытесняемые клиентом моменты личной истории.
  • Сказка позволяет сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение.
  • Сказка отображает внутренний конфликт клиента и дает возможность размышлять над ним.
  • Сказка является символическим "буфером" между клиентом и сказкотерапевтом. Благодаря этому сопротивление клиента сглаживается и энергия направляется на размышление.
  • Сказка служит альтернативной концепцией восприятия неоднозначных, жизненных ситуаций.
  • Сказка формирует Веру в позитивное разрешение проблемы (правда, для того чтобы это увидеть, часто требуется отойти от стереотипов обыденного сознания).

 

В книге доктора Балу представлены специальные психотерапевтические сказки, отражающие проблемы современного человека: одиночество, поиск любви, познание себя. Чтение (выслушивание) сказки позволяет отвлечься от привычных терзаний и переключить внимание на образы, символы, расширяющие сознание. Погружение в проблему - это добровольное заточение себя в маленькую клетку, для ее решения необходим свежий ветер, выметающий из головы застарелую шелуху.

Сказка"Незадолго до своей смерти я странствовал по Германии и попал в старинный город Гейдельберг. Вечно живой и юный студенческий дух, в окружении вековых зданий университета, монастырей, соборов, замков, создавал непередаваемую атмосферу гармонии между прошлым и настоящим. Река Никор с высокими берегами и мостами, разрезавшая город надвое, казалась ободом перстня, на котором прихотливым узором располагались бесчисленные узкие улочки городских построек. Самым удивительным была тишина толпы, снующей среди древних домов. Нет, конечно, люди не молчали и вели себя, как обычно, но какая-то сосредоточенность, глубина, исходящая и от горных склонов, охватывающих долину реки, и от руин королевского замка, царящего над городом, и от старой позеленевшей скульптуры, свидетельствующей о величественном прошлом, - все это создавало особое настроение. Недаром многие знаменитые философы и музыканты жили в Гейдельберге, и в память о них по склону горы шла "философская тропа". Недаром скульптура мудрой Афины венчала старый мост, недаром… Но это можно продолжать до бесконечности. Просто казалось, что в городе вместе с культурой куется особое время. Здесь рождается и здесь же умирает…"

Наконец, слушая сказку, человек неизбежно получает впечатление родом из детства, и это тоже очень важно. Известно, что мы вынесли из детства большинство комплексов. Частенько в стрессовой ситуации во взрослом человеке просыпается испуганный ребенок. Сказкотерапия поможет распутать эмоциональные узлы, расслабит и сконцентрирует. Книга украсит семейную библиотечку, ее можно читать с любого места, обсуждение сказок позволит увидеть и понять истинное мироощущение каждого, скрытое за повседневной бытовой мишурой.

"Сколько на свете островов, связанных с человеческой судьбой! Острова Разлук, Надежды, Сокровищ, Победы… Но вот был когда-то Остров Одинокий, и мало кто знал, что за история на нем приключилась. А меж тем она занимательна. Плыл как-то на корабле один Принц. Уже много лет он странствовал в поисках девушки, которую он смог бы полюбить и назвать своей женой. Все было напрасно. Одним красавицам он сам не нравился, другие не трогали его сердце… Время шло, и Принц не заметил, как голова его поседела, а лицо изрезали морщины. Тогда понял он, что ему не повезло и надо смириться с судьбой. Возвращаться с пустыми руками или жениться на первой попавшейся ему не хотелось. Ведь его бедное сердце не чувствовало возраста и все так же жаждало любви. И вот он причалил к необитаемому острову и решил остаться на нем. - Если я не встретил в своей жизни той, которую мог бы полюбить, это не значит, что она не появится позже. Если любовь бессмертна, то она переживет века. Рано или поздно, на мой зов должна откликнуться Душа, которую я ищу".

Метки:
Этот материал был полезен?